"Сверчок за очагом" в Театре молодежи - добрая повесть для всей семьи

« Назад

"Сверчок за очагом" в Театре молодежи - добрая повесть для всей семьи 27.04.2016 15:37

PRIMAMEDIA.RU "Сверчок за очагом" в Приморском театре молодежи - добрая повесть для всей семьи.

Премьера рождественской истории представлена не в святочные дни, но послание уместно и в канун Пасхи, считает театровед Нина Шульгина

Малая сцена в Приморском краевом театре молодежи открылась премьерным спектаклем "Сверчок за очагом" Чарльза Диккенса в постановке Юрия Гончарова. Чудесная повесть из рождественского цикла наполнена добротой, светом и теплом. Жанровое своеобразие рассказа определяется наличием элемента чудесного, наличием морали и, конечно, веселым завершением истории. Подробнее – в рецензии театрального критика, подготовленной специально для РИА PrimaMedia.

Сверчок за очагом символизирует собой добрый дух, оберегающий семейный очаг, своим стрекотанием отгоняющий зло и несчастья. Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день.

Спектакль "Сверчок за очагом" — притча о чуде. Персонажи благодаря великодушию и бескорыстной любви смогли преодолеть все испытания и недоразумения, утверждая ценность семейного счастья, а наивная и светлая вера героев в добрую силу сверчка, поющего за очагом, позволила всем по-новому взглянуть на семейные ценности.

В не самом легковесном литературном материале Диккенса актуальность проблематики семейного счастья сегодня, тем не менее, обретает новое звучание. Даже "пыль" классической традиции сцены очаровывает медленным течением времени и событий. Но все же для современного зрителя лучше ускорить темпо-ритм спектакля.

Малая сцена – это всегда вектор чистого творчества, где сценическая форма предполагает чуткость и камерность: детальное рассмотрение движений души, проникновенное звучание голоса и особые акценты в композиции мизансцен. Конечно, не все это можно обнаружить в премьере на малой сцене театра молодежи. Однако есть и другие не менее интересные элементы постановки.

Сценография спектакля (Алексей Филатов) функционально организовывает нетипичное пространство сцены, что дает ощущение многомерности и мобильности. По Диккенсу за счастье в каждой семье отвечают символы английского домашнего уюта – Часы, Чайник и Сверчок. Они зорко следят за тем, чтобы все испытания, выпавшие на долю нескольких лондонских семей, закончились хорошо. В премьерной версии эта идея поддерживается только чайником и сверчком.

Для очарования домашней идиллии не достает не только часов, но и какого-нибудь подобия буфета с уютными чашками. Реквизит на сцене навевает скорее нужду, чем умиление домом. Во всех ранее известных постановках этого спектакля традиционным элементом оформления всегда остаются куклы мастера игрушек Калеба, которые есть и в нашей премьере, но, к сожалению, замечательные авторские куклы (Тамара Кузьмина) остаются в спектакле безучастными, а могли бы стать частью происходящего на сцене.

Украшением постановки можно назвать стильное музыкальное оформление и немного сумбурный хореографический пассаж, который не совсем читается на малой сцене. Старинная английская музыка между тем довольно художественно и эмоционально закрепляет ключевые акценты спектакля.

Музыкальная палитра спектакля весьма разнообразна, в ней есть даже японская музыка аниме. Кстати, в Японии есть поверье, что в старых вещах живут Духи Дома, с которыми надо обращаться очень бережно. Выбор такой музыки интуитивно направил создателей спектакля в область концепции.

Сложная задача стояла перед актерами в части понимания поведенческого характера своих героев. Однако, к примеру, прообраз святого семейства — Джон и Мэри Пирибингл (Дмитрий Штанько и Анна Проскокова) довольно искренне существуют в атмосфере чуткого семейного тепла в контексте психологически сложных разновозрастных взаимоотношений.

Среди актерских работ справедливо отметить Александра Стрелкова в роли фабриканта Тэклтона. В убедительный рисунок роли органично вписано преображение характера Тэклтона, что отражает мотив "нравственного перерождения героев". Другой идейный мотив "рождественского чуда" – возвращение Эдварда, которого все считали погибшим, счастливое замужество Мэй Филдинг и прозрение Берты — не столь выразительно представлен. И все же чудеса свершаются, и счастливый финал сказки о семейном счастье являет собой культ Дома, культ Очага как идеал английского Рождества. Во всех характерах прослеживается характерная героям Диккенса истинная поэзия сердца, которая таится в самых обыкновенных людях.

В календарном отношении премьера рождественской истории представлена зрителю совсем не в святочные дни, но идейное послание вполне уместно и теперь, в канун Пасхи.

Остается выразить надежду на зрительский успех интересных и смелых постановок на новой малой сцене театра молодежи, который своим существованием призван находиться в непрерывном диалоге с начинающим зрителем.

Спектакль "Сверчок за очагом" покажут 18, 22 и 27 мая в Приморском краевом драматическом театре молодежи по адресу ул. Светланская, 15-а.

Автор рецензии Нина Шульгина. Справка: Театровед, выпускница театроведческого факультета Санкт-Петербургской театральной академии. Преподаватель теории и истории театра в Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ). Член Союза театральных деятелей России (СТД). Специалист в области межкультурных коммуникаций.

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить