Как все начиналось…
    История молодежного театра во Владивостоке насчитывает не одно десятилетие… Первый детский театр в столице Приморья был открыт еще до Великой Отечественной войны. О нем есть упоминание в Большой Детской Энциклопедии, где указан год открытия – 1930-й.
10_1 Это был второй по очередности открытия детский театр в Советской России (первый – в Ленинграде). Действительно, в то далекое время во Владивостоке уже работал детский театр, преемником которого до сих пор считают наш Театр молодежи. Он был создан на базе драматического класса музыкального техникума. Его первым художественным руководителем был энтузиаст театрального дела Борис Николаевич Мильман, а первым директором Вячеслав Данилович Колбин (его имя вошло в историю Владивостока еще так же, как основателя Дома пионеров).
В архиве Приморского края, среди документов ТЮЗа и Камерного театра драмы, можно найти сведения и о первом детском театре в городе Владивостоке.
Это был настоящий театр, где всем управляли сами дети: делали декорации, шили костюмы, собирали реквизит, играли в спектаклях. Ребята готовы были по первому зову грузить нехитрые декорации и ехать играть спектакль. Из воспоминаний старожилов известно, что в этом театре начинали актеры Н.П.Макарова, М.К.Губанова, Г.И.Смехов. А знаменитый кинорежиссер Ярополк Лапшин (впоследствии возглавивший Свердловскую киностудию, поставивший такие кинокартины, как «Бешеные деньги», «Угрюм-река», «Демидовы», «Продлись, продлись, очарование»  и др.) выходил на сцену этого театра, еще будучи мальчишкой шестнадцати лет! 669528
Напомним, что это было за время, когда первый детский театр появился во Владивостоке – годы первых пятилеток, этап бурного строительства социализма. И долгое время театр не имел своей площадки, его передавали из ведомства (ГОРОНО) в ведомство (Управление зрелищных предприятий). Но в августе 1936 года он был, наконец, реорганизован в областной Театр юных зрителей, труппа которого в 1937 году пополнилась профессиональными актерами из Москвы. В конце 1939 года крайисполком вынес решение преобразовать его в филиал Краевого драмтеатра им. М.Горького, который и приютил у себя детский театр на год. В 1940 году ТЮЗ снова стал самостоятельной единицей…
…а дальше была война. Она прервала мирную жизнь страны. Сворачивались производства, закрывались учреждения… Эта участь постигла и детский театр во Владивостоке. Здесь прервемся и мы, чтобы начать новую страницу истории.
Новая история
148.5 х 210 - 10 В 1946 году решением исполкома Приморского Совета депутатов трудящихся №642 от 13.06.1946г. был организован Приморский краевой Театр юного зрителя, и уже 31 декабря того же года на сцене Клуба моряков был сыгран первый спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. За годы существования театра спектакль по этому роману ставился трижды и стал своеобразной визитной карточкой театра. Последний спектакль был поставлен к 50-летию театра.
В 1954 году театр получил постоянную прописку по ул. Светланской, 15-а. Фасад же театра, построенный в 1876 году, является краевым историческим памятником. Реконструкция здания под театр длилась 7 лет. Это была поистине ударная молодежная стройка, на которой трудились и сами актеры, и студенты, и рабочая молодежь!

История Приморского краевого драматического Театра молодежи состоит из нескольких периодов, отражающих основные этапы его творческой жизни.
9_1

 

ТЮЗ сразу взял высокий темп творческих задач. Основу первой труппы составили выпускники театральной студии драмтеатра им. М.Горького. Это были молодые, влюбленные в избранную профессию, артисты. Позднее коллектив был усилен мастерами из Москвы и Ленинграда.

Только за первые 10 лет было поставлено 83 спектакля, создан слаженный творческий коллектив. «Пионерская пора» принесла ТЮЗу всесоюзную известность. Он неоднократно становился победителем ежегодных смотров театрально-зрелищных предприятий. На его спектакли «Будьте готовы, Ваше высочество!», «Девушка и апрель», «Последние», «Вей ветерок», «Страницы жизни», «У опасной черты», «Жизнь и преступление Антона Шелестова» билетов было не достать! 148.5 х 210 - 8
148.5 х 210 - 4 В эти годы театр активно участвует в различных конкурсах и фестивалях. На Всесоюзном фестивале драматических спектаклей в честь 100-летия А.М.Горького спектакль «Последние» был удостоен почетного диплома II-й степени, дипломами были награждены и актеры театра, игравшие в этом спектакле. Спектакль «Премьера» Р. Каца был отмечен премией Всесоюзной пионерской организации и приказом Министерства культуры СССР.

ТЮЗ имел филиалы в городах Артеме, Большом Камне, при участии актеров театра в школах организовывались драмкружки, был создан общегородской школьный театр «Романтик», которым долгое время руководил актер  Вилькин.
Широко велась шефская работа среди моряков, пограничников и театров приморской глубинки (п. Хороль, г. Спасск-Дальний). Творческие отчеты и встречи, зрительские конференции и обсуждения спектаклей – вот далеко не полный перечень проводимых театром мероприятий, и это помимо ежедневного показа спектаклей и регулярных выездов в край. За активную пропаганду театрального искусства на Дальнем Востоке и в честь 10-тилетнего юбилея владивостокскому ТЮЗу было присвоено звание «Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола». 148.5 х 210 - 12
148.5 х 210 - 1 Яркая страница была вписана в историю театра творчеством заслуженного деятеля искусств Игоря Михайловича Лиозина, который собрал крепкую молодежную труппу. При нем деятельность театра полностью соответствовала названию – Театр юных зрителей. Именно тогда появились спектакли долгожители: «Теремок» выдержал более 1000 показов, не сходя со сцены 25 лет, 14 лет радовала зрителей сказка «Финист- ясный сокол».
Пользовались популярностью у школьников программные спектакли по пьесам:  А.Островского («Мещане», «Бедность не порок»), В.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп»), Н.Гоголя («Ревизор»), Д.Фонвизина («Недоросль»),  В.Катаева («Сын полка»), Б. Горбатова («Юность отцов»), М. Алигер («Сказка о правде»), Вс. Вишневского («Оптимистическая трагедия»), а также детские сказки: «Снежная Королева», «Королевство кривых зеркал», «Золотой петушок», «Серебряное копытце»… . 148.5 х 210 - 15
148.5 х 210 - 16 Как память о славной комсомольской юности театра, в зрительном зале, над сценой до сих пор сохранился комсомольский значок – символ неукротимого энтузиазма тех лет, а в историю театра навсегда вписаны имена его работников. Первые художественные руководители театра: Ю.Л. Котляревский, А.Е.Ребник, С.М.Махарадзе, заслуженный деятель искусств И.М.Лиозин. Первые директора: З.Е.Винн, Г.А.Рыбина.
Режиссеры: О.Белинский, С.Гришко, Н.Коробов, Ю.Котов (спектакли этого молодого ленинградца отличались смелостью формы и режиссерского выражения, были новаторскими и всегда аншлаговыми), Г.Рогов, Н.Чичерина. Художники: заслуженные деятели искусств С.Ф.Арефин и Е.Д.Пыжов. Народная артистка Н.А.Айзенберг; заслуженные артисты - Л.Ф.Загвоздин, К.М.Зильберг, П.Л.Кашин, П.Н.Козлов, Н.Н.Петропавловская, М.Г.Рябов, Н.Т.Щербатюк, Л.С.Чернышева, А.Г.Януш-Варшавский; актеры - Акацевич, Артамонова, Бартновская, Беликина, Волкова, Вершинин, Мильяновская, Охотин, Панова, Раевская, Самохвалов, Скворцов, Цыглеева,  Шмидт, Шуклин, Ясырева; заслуженные работники культуры - заведующий постановочной частью, в последствии старший гример М.Е.Ровкин, заведующая реквизиторским цехом В.А.Шуклина,  заведующая педагогической частью, а затем директор театра А.С.Портнягина, художник Н.В.Стороженко.
Более 40 лет театр служил детям. За это время было поставлено более 200 новых постановок, сыграно свыше 15 тысяч спектаклей. До сих пор можно услышать, как горожане говорят: «…это в бывшем ТЮЗе…». ТЮЗ называли «добрым собеседником», ведь его спектакли – это размышления вслух, глубокие исследования добра и зла, мудрости и жизнестойкости человека.
148.5 х 210 - 11
148.5 х 210 - 2
Новейшая история
Следующие этапы в жизни театра были не менее значительными, а события порой даже и захватывающими…
В середине 80-х годов к руководству театром был приглашен режиссер Леонид Иванович Анисимов. Театр «возмужал». Он отбросил юношеский максимализм «комсомольского возраста», творчество его стало более глубоким и утонченным. Смелость молодого режиссера, обладающего несомненно особым видением и ярко читающимся творческим почерком, повлияла на репертуар: стали больше ставить классиков мировой и российской драматургии. На фестивалях театр представлял свои самобытные постановки, о которых заговорили в театральных кругах страны. В них сочетались яркая современная театральная форма с психологической ясностью и образностью игры актеров. 148.5 х 210 - 21 2
148.5 х 210 - 13 Спектакли: М.Горького «На дне», А.Платонова «Ювенильное море», С.Есенина «Пугачев»,  «Вишневый сад», «Чайка» и «Три сестры» А.Чехова, И.Тургенева  «Месяц в деревне», У.Сарояна  «В горах мое сердце», Л.Толстого «Грехопадение» («Анна Каренина»), А.Островского «Гроза» - неизменно получали высокую оценку критиков и зрителей.

Театр уходил от психологии массового восприятия искусства, его выразительные средства становились достоянием каждого зрителя, помогали решать многие нравственные задачи. Все больше театр становился камерным, пытаясь, вплотную приблизиться к зрителю, создавая на своих спектаклях доверительную атмосферу душевного общения. Можно много спорить о том, насколько был верен выбранный в те годы путь, но без сомнений: тогда это было что-то новое.
 В январе 1992 года ТЮЗ им. Ленинского комсомола был переименован в Камерный театр драмы. Первый спектакль нового театра – чеховская «Чайка» – за один год стал лауреатом 3-х фестивалей: 1 Международного театрального фестиваля Тихоокеанского региона, фестиваля ТЮЗов в Екатеринбурге и Московского международного чеховского фестиваля классики (август, сентябрь, октябрь 1992г.). А спектакль «Пугачев» по поэме С.Есенина занял первое место на фестивале в г. Иркутске - «Байкальские встречи с Вампиловым» (1997г.)  В известной мере, в своем творческом поиске Камерный театр драмы на шаг опережал театры края.
В эти годы на сцене бывшего ТЮЗа засияли новые звезды: заслуженные артисты Виктор Байгулов,  Александр Волосянко, Галина Копылова, Нина Ленская, Валерий Пигаев, Эдуард Прокопцев, стали мастерами сцены артисты Алла Белых, Ольга Листова-Русецкая, Виктор Сальков, Екатерина и Анатолий Серебрянские. Примерно в те года в театре актерами начали свой творческий путь С.Агеенков, В.Бусаренко, А.Васильева, Е.Вейгель, В.Галкин, Е.Данилова, Н.Данилов, Т.Донская, А.Елизаров, О.Кручина, А.Ларионов, С.Меньшов, А.Мягких, Ю.Орышечко, М.Пазников, Л.Постернак, Т.Русакова, В.Сизоненко, А.Стрелков, И.Тарасюк, А.Трофимова, А.Трофимов, А.Федосеева, И.Чернышев, Д.Штанько, и др. Активно работали: директор Б.М.Мездрич, заместитель директора по организации зрителей А.С.Портнягина, мастера театрального дела, заслуженные работники культуры: заведующая пошивочным цехом В.Я.Потущева, старший  закройщик-модельер  М.Г.Морозова (Сидоренко). Получила звание заслуженного работника культуры РФ заведующая гримерно-постижерным цехом  А.М.Савенко.
В этот период театр охотно идет на творческие контакты с зарубежными режиссерами, художниками, актерами. Камерный театр драмы по прямой инициативе художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств, Л.И.Анисимова предоставляет свою площадку иностранным режиссерам: из Польши – Р.Кручковский («Прощай Иуда» И.Иредыньского), из Японии – Рюичи Симидзу («Путешествие в мечту» Р.Симидзу, «В горах мое сердце» У.Сарояна), из США – Д.Эджком («Сон в летнюю ночь» У.Шекспира), Б.Мид («Стеклянный зверинец» Т.Уильямса), М.Уильямс («В ожидании Годдо» С.Беккета), М.Дженкинс («Долгий день, уходящий в ночь» Т.Уильямса). Над спектаклями успешно работали главный художник театра С.Аксенов, художник Е. Кандыба,
художники-постановщики В.Валериус (г.Москва), М.Якомото, Э.Симидзу (г.Токио). Театр стал лабораторией театрального искусства, где активный обмен опытом, разнообразие и новизна творческих взглядов, подходов, методов давали актерскому составу заряд для творческого роста.

Это был не простой период в истории страны и театра – период начала перестройки. Театр за 10 лет поставил 30 громких спектаклей, не прекращал гастролей по стране и за рубежом Япония (1991г.), США (1995 и 1998гг.), Франция  (1997г.). О Камерном театре драмы с восторгом отзывались московские критики, называя его одним «из самых культурных театров России уровень, притязаний которого уникален».
Сегодня
XXI век принес перемены, которые коснулись и Камерного театра драмы. В 1999 году пришел новый художественный руководитель Виктор Дукавович Галкин (начинавший в этом театре как актер, а позднее – заместитель директора). В 2000 году изменился и статус театра, его название. Он получил свое сегодняшнее имя – Приморский краевой драматический Театр молодежи.

В середине 2000-х в театр пришли работать молодые режиссеры, выпускники Дальневосточной академии искусств: Сергей Руденок и Лидия Василенко, поставившие на данный момент огромное количество разнообразных спектаклей, как для детей, так и для взрослых. В это время в театре работают художники – Виктор Шматок, Анжела Иващик, Наталья Стороженко; художник по свету Валентин Дрыгин, звукорежиссер Олег Криволапов; художник-бутафор Владимир Полтавец.

В 2014 году изменяется устав учреждения – первым лицом театра становится директор. Эту должность занимает Адисон Асхатович Салахутдинов, в прошлом заведующий постановочной частью и  действующий артист театра. Места художественного руководителя удостаивается режиссер Юрий Владимирович Гончаров. В свое время на сцене Театра Молодежи он поставил два спектакля: «Дуплет с крыши» и «Полоумный Журден».


В 2016 году в театре спектаклями «Сверчок за очагом» и «Эмигранты» открывается Новая (малая) сцена. Для этого специально было переделано помещение бывшего буфета. Вскоре в полную силу заработала Детская театральная студия. Огромным успехом пользуется спектакль Лидии Василенко «Волшебник Изумрудного города», который стал настоящим блокбастером – билетов на него не достать. В 2016 году в Театре молодежи активно гастролируют японский театр «Коноситоями», молодежная театральная студия МХТ под управлением Виктора Рыжакова.


За десятки лет существования Театра молодежи в его стенах состоялось свыше 400 спектаклей, воспитанно не одно поколение ярких театральных профессионалов, открыто множество новых имен. Наряду с отечественными специалистами на сцене театра работали режиссеры и художники из Польши, Японии, Южной Кореи, США. Гастрольная карта театра впечатляет: Москва, города Сибири, Урала, Дальнего Востока; Армения, Киргизия, Япония, США, Франция, Китай, Южная Корея.

Репертуар театра наполняют спектакли различных жанров: от бессмертной классики до пьес современных российских и зарубежных авторов. Дневные спектакли ориентированы в основном на школьников, хотя есть и постановки для совсем юных зрителей от 3-х лет. Спектакли же вечернего репертуара зачастую предназначены не только для молодежи и студентов, но и для самой взрослой, умудренной жизненным опытом аудитории.


В последние годы, благодаря приходу в Театр молодежи молодой смелой режиссуры, репертуар взял курс на злободневные острые спектакли, поднимающие вопросы адаптации подростка в сложном и жестоком мире потребления. 70 лет - не такой уж большой возраст для театра. Это обычный период возмужания и расцвета. Приморский краевой драматический Театр молодежи, следуя своему главному предназначению – эстетическому отображению жизни во всем ее многообразии, вдохновенно трудится, храня выработанные годами творческие традиции, радует своими успехами зрителей всех возрастов и социальных слоев.


Театр остро чувствует ритм времени, ориентируется на перспективы строящейся России. Театр молодежи – активный участник губернаторской программы «Мастера искусств – жителям Приморья», продолжает вести шефскую работу. Актеров театра можно увидеть в самых отдаленных уголках Приморского края: они играют свои спектакли морякам, пограничникам, жителям краевой глубинки. Профессионализм и мобильность труппы, искусство театральных мастеров пользуются неизменным спросом при организации городских и краевых театрализованных мероприятий.

Постоянно шагая в ногу со временем, Театр Молодежи ждет в своих стенах всех, кому дорого сценическое искусство, всех, кто молод душой. Потому что 70 лет для театра не возраст. И все только начинается…