Primamedia.Today: «Сверчок за очагом»: любовь и прочие приятности

« Назад

Primamedia.Today: «Сверчок за очагом»: любовь и прочие приятности 26.04.2016 14:11

PRIMAMEDIA.TODAY «Сверчок за очагом»: любовь и прочие приятности. Текст: Юлия Чернявина

23 апреля Театр молодежи открыл малую сцену долгожданной (с ноября прошлого года) премьерой «Сверчка за очагом» – почти невозможным в современных реалиях спектаклем по совершенно чужому для современного зрителя Чарльзу Диккенсу. Современный зритель однако чудо узрел и выходил после спектакля с совершенно просветленным лицом.

Современный театр – это не только отчаянная попытка развлечь публику вплоть до ее бескомпромиссного эпатирования. Современный театр – это и не всегда натужные поиски смысла, оголтелый перепостмодернизм и режиссерское послание, понятное только самому режиссеру. В своих лучших формах он все еще обнаруживает магическое в повседневности и создает на сцене  чудо.

Фигуры движутся так близко, что с первого ряда их можно коснуться рукой. Возчик Джон Пирибингль святочным вечером возвращается домой, его встречает жена Мэри, на два поколения младше мужа, но уже с ребенком на руках. Встреча трогательна и без тошного привкуса сентиментализма. Каждое движение рук и губ актеров отработаны долгими месяцами репетиций и кажутся абсолютно естественными.

— Видишь ли, Малютка, — не сразу отзывается Джон, разматывая свой шарф и грея руки перед огнем, — погода стоит не… не совсем летняя. Значит, удивляться нечему.

— Пожалуйста, Джон, не называй меня Малюткой. Мне это не нравится, — отвечает Мэри, надувая губки; однако по всему видно, что это прозвище ей нравится, и даже очень.

Джон в исполнении актера Дмитрия Штанько – именно таков, каким его видел Диккенс: тяжел фигурой и не скор, как на действия, так и на мысли, но одарен матерью природой «истинной поэзией сердца». За что, собственно, и нежно любим супругой – хорошенькой, кокетливой и при этом весьма разумной Мэри.

Однако Джон возвращается не один – он согласился подвезти глухого старика, который «сидел на обочине, прямой, как придорожный столб». Фигура нового персонажа нарочито гротескна и как-то явно отсылает к слепому Пью из «Острова сокровищ» Стивенсона, но не книги, и даже не фильма, а того советского мультика, которого режиссер спектакля – Юрий Владимирович Гончаров большой поклонник. Но для зрителя это еще одна дополнительная радость узнавания. Мэри продолжает щебетать – «страшная тайна старика» ей откроется гораздо позже.

Благодаря многочисленным маркетинговым исследованиям, современные режиссеры хорошо знают вкус своего зрителя. Свой зритель не очень любит смотреть классику, ну, в крайнем случае, адаптированную. Даже если речь идет про аристократический Петербург XIX века или про советских диссидентов века ХХ, то герои все равно сплошь ходят в джинсах и утыкаются в планшеты. В «Сверчке» все подчеркнуто аутентично: костюмы, антураж, речь, манеры и танцы – здесь есть и менуэт, и ирландская джига.

«Сверчок» по-диджейски проворно присоединяет к семейству Пирибинглей еще несколько диккенсообразующих сюжетов: уехавший на другой конец света и сгинувший Эдвард Пламмер, его слепая сестра — девушка с чистой душой, но несчастливой судьбой, их отец – нищий мастер игрушек Калеб, и над всеми ними простирает крылья жестокий, и как всякая персонификация зла, крайне обаятельный хозяин фабрики игрушек Теклтон.

Папа Калеб когда-то взял на себя великую миссию «быть глазами своей незрячей дочери», но описывает ей действительность, внося существенные корректировки: «холщовая покрышка какого-то старого ящика», на котором можно разглядеть крупные буквы «Г» и «Т» и недвусмысленную надпись «СТЕКЛО»,  которую он носит вместо верхней одежды, в его рассказах превращается в «красивое синее пальто от модного портного», а эксплуататор Теклтон – в благодетеля с «добрым, ласковым, честным и правдивым лицом». Понятно, что к концу второго действия суровая правда должна открыться своей неприглядной стороной, а Берта – стоически пережить падение предмета грез с высокого пьедестала.

В спектакле есть все, за что мы так любим Диккенса-писателя и Гончарова-режиссера: несколько любовных линий (Джон и Мэри Пирибингль, Эдвард Пламер и Мэй Филдинг), удерживаемая до последнего момента интрига, сбрасывание покровов, всеобщее примирение и даже покаяние носителя зла, и любовь в ее абсолютном романтическом и, возможно, архетипическом прочтении, без компромиссов XXI века в виде сохранения личной свободы и внутреннего пространства.

Едва только Джон Пирибингль заподозрил, что Мэри может быть ему не верна, какие демоны поднимаются в его душе, какие только роковые замыслы, вплоть до убийства соперника, не посещают его мятущийся ум:

— Тот моложе! Да, да! Тот любит ее и завоевал сердце, которое он не смог разбудить. Она избрала его еще в юности, она думала и мечтала о нем, она тосковала по нем, когда муж считал ее такой счастливой. Какая мука узнать об этом!

Но именно сила любви и удерживает Джона от рокового поступка, и на глазах изумленных зрителей происходит метаморфоза – «простой и неотесанный возчик» идет не на убийство, а на самопожертвование:

— В себе самом я разбирался; я знал, что во мне происходит, знал, как крепко я ее люблю и как счастлив я буду с нею, но я недостаточно — и теперь я это понимаю, — недостаточно думал о ней. Я дам ей свободу от неравного брака.

«Мы сегодня немножко разучились жертвовать чем-то ради любимого человека, мы стали немного эгоистами, смотрим не друг на друга, а куда-то в сторону, — режиссер Юрий Гончаров объясняет, что он хотел сказать этим спектаклем. — Мы ведем жизнь в социальных сетях, уткнувшись в разные девайсы, а домашнее общение, к сожалению, даже в благополучных семьях сводится к тому, что люди, придя домой, разбегаются к компьютеру и телевизору… Это грустно. И цель нашей постановки – заставить зрителя вспомнить, что такое семья, обратиться лицом друг к другу, к миру чувств, эмоций, к душе, в конце концов».

С тем, что цель постановки достигнута – не поспоришь. Театр покидаешь с надеждой, что ребенок плакал не зря и рай в шалаше все же возможен.

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить