ВЕЧНО МОЛОДОЙ: 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА МОЛОДЕЖИ

« Назад

ВЕЧНО МОЛОДОЙ: 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА МОЛОДЕЖИ 21.11.2016 14:39

Он переживал разные времена. Менял имена. Скитался по клубам культуры и отстраивался силами рабочей молодежи и пленных японцев. Он был ТЮЗом, носил имя Ленинского Комсомола, назывался Камерным театром драмы. Сейчас Приморский краевой академический театр молодежи отмечает свой 70-й день рождения.

«Как закалялась сталь» – именно этот спектакль увидели 70 лет назад первые зрители новорожденного театра молодежи, тогда еще ТЮЗа. Сейчас от комсомольской патетики отошли, но градуса не потеряли – новый сезон встречают «Героем нашего времени». В преддверие юбилея корреспонденты VL.ru побывали за кулисами. О том, как сегодня работают актеры, режиссеры, гримеры, декораторы, костюмеры, смотрите на фото и видео. А о том, «как закалялась сталь» – об истории театра – читайте.

Родом из детского театра

История театров для молодой публики во Владивостоке началась в 1930 году. Детский театр на тот момент уже работал в Ленинграде, и наш, созданный на базе драматического класса музыкального техникума, стал вторым во всем СССР. Первым художественным руководителем детского театра во Владивостоке был Борис Николаевич Мильман, а первым директором Вячеслав Данилович Колбин (он также был основателем Дома пионеров).

Детский театр оправдывал свое название не только тем, что на спектакли ходили маленькие зрители. На сцене и за кулисами работали сами дети. Играли, шили костюмы и декорации, собирали реквизит.

В 1936 году детский театр был реорганизован в областной ТЮЗ, а в 1937 году труппу усилили профессиональные актеры из Москвы. В конце 1939 он на год стал филиалом краевого драмтеатра имени М. Горького и получил на это время постоянную площадку.

Увы, 18 марта 1941 года ТЮЗ был ликвидирован, как писали тогдашние чиновники, «в связи с отсутствием помещений для производственных нужд,... а также учитывая, что без помещений ТЮЗ срывает выполнение производственной программы и создает огромные убытки». Но именно его считают предшественником современного Театра молодежи.

Со сцены – в тюрьму

Новый Театр юного зрителя – а именно так он назывался с первого дня жизни – был организован решением Исполкома приморского Совета депутатов трудящихся № 642 от 13 июня 1946 года. Но работать начал чуть позже. Первым спектаклем, который увидели зрители, стал «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. Он стал своеобразным новогодним подарком городу и горожанам – премьера состоялась 31 декабря 1946 года на сцене Клуба моряков.

Первым художественным руководителем Приморского ТЮЗа был Юрий Лазаревич Котляревский, он и был режиссером-постановщиком спектакля. Кстати, «Как закалялась сталь» еще дважды ставили на сцене театра.

За годы существования театр несколько раз менял название и статус. С 1946 года он был ТЮЗом, в 1981-м получил почетное звание «имени Ленинского Комсомола». В январе 1992 года стал Камерным театром драмы. А свое современное имя – Приморский краевой академический Театр молодежи – получил в 2000 году.

Своего места у ТЮЗа не было довольно долго – сперва выступали в Клубе моряков (современный Пушкинский театр), в клубе имени Дзержинского (желтая двухэтажка на Алеутской, 22), выезжали на гастроли в край и за его пределы. Но Крайисполкому такие «систематические простои» тоже не нравились.

Лишь в 1954 году труппа переехала в историческое здание 1876 года постройки на Светланской, 15а (в те годы она называлась Ленинской). Выделив дом, краевой Комитет по делам искусств не выделил ни денег, ни квалифицированных кадров на его реконструкцию под театр, так что на стройке семь лет трудились студенты, рабочая молодежь, сами актеры. Тогдашний директор театра Сергей Михайлович Махарадзе с позволения Крайисполкома привлек к строительству даже пленных японцев.

Из воспоминаний супруги Сергея Махарадзе, одной из первых актрис ТЮЗа Нелли Яковлевны Махарадзе (Малышевой), опубликованных в газете «Тихий Океан» за 1992 год:

«Первое, что было предпринято, – пленных освободили от конвоя. Их привозили в 9 часов утра и оставляли на весь день в театре. Второе – дирекция организовала им дополнительный паек. Японцев подкармливали из средств театра, выделенных на исходящий реквизит, то есть на продукты, которые должны были съедаться на сцене в ходе спектакля. Вот мы их как бы съедали, продукты списывали на артистов, а кормили японцев. Роза Давыдовна Дунаевская (завхоз театра) специально ходила на рынок, потом готовила обед и кормила. Понятно, имея дополнительное питание они могли работать лучше. Они очень хорошо работали, просто здорово...

Безумно красивым был бригадир японцев – высокий, стройный, с идеальным восточным лицом и умными глазами. Он, похоже, имел специальное строительное образование и работал как виртуоз. Надо сказать, за ними было приятно наблюдать, они с такой любовью строили театр, как будто для себя возводили храм.

Общались мы с ними косвенно. Прямых контактов не было и быть не могло. Ведь за нами следили, крепко следили. Мы это знали и даже не пытались позволить себе лишнего. Мы были так воспитаны. Помню, как они нам на чердаке жилые комнаты отделывали. Один маленький японец приходил ко мне окно вставлять. И всегда он пел одну и ту же песню на ломаном русском языке «Широка страна моя родная». Споет несколько слов и так посмотрит лукаво в мою сторону, потом опять поет. А вот другой эпизод. Я приехала в театр с огромной охапкой сирени и, проходя домой, вышла на балкон. А японцы в это время сцену достраивали и были там все вместе. Во мне какая-то шальная мысль пронеслась. Я этот букет как брошу на сцену. Какой крик ликования поднялся. Они что-то восклицали вроде приветствия, восторга и благодарности, они кланялись мне по-восточному и давали мне понять о своем уважении».

27 марта 1954 года здание было официально сдано в эксплуатацию. А уже 28 марта в новом здании давали первый спектакль. «Как закалялась сталь» по Николаю Островскому. Второй раз за историю театра.

Но за «выходку» с сиренью Нелли Яковлевна и ее супруг очень скоро поплатились. На Сергея Махарадзе в Крайком ушел донос. Его быстро обвинили в финансовых махинациях и попустительстве по отношению к врагам социализма и отправили на два года в лагеря строгой изоляции. Актрису же убрали из театра, она покинула Владивосток. Позже, освободившись, к ней приехал муж.

Курс на классику

За первые десять лет труппа ТЮЗа, в которую вошли выпускники студии драмтеатра им. Горького и мастера из Москвы и Ленинграда, сыграла 83 спектакля, а всего же за 70 лет в театре поставлено более 400 спектаклей.

Театр быстро завоевал любовь и зрителей, и профессионального сообщества по всему Советскому Союзу. На спектаклях были аншлаги, публика шла не только на пьесы, но и на творческие вечера, зрительские конференции и обсуждения постановок.

Коллектив побеждал в ежегодных смотрах театрально-зрелищных предприятий, завоевал Почетный диплом II-й степени на Всесоюзном фестивале драматических спектаклей в честь 100-летия Горького за спектакль «Последние», премию Всесоюзной пионерской организации и приказом Министерства культуры СССР за спектакль «Премьера» и многие другие награды.

На репертуар театра в первые годы, конечно, влияла идеология: ставились «Сын полка», «Юность отцов», «Сердце Бонивура» и многие другие произведения в жанре соцреализма. По сей день о советском прошлом напоминает комсомольский значок над сценой.

Нельзя не упомянуть людей, которые были в буквальном смысле первопроходцами. Их имена перечисляет в исторической статье, посвященной театру, заведующая литературно-драматической части Ирина Панченко.

«Первые руководители театра – Ю.Л. Котляревский, А.Е. Ребник, С.М. Махарадзе, заслуженный деятель искусств И.М. Лиозин, директора – З.Е. Винн, Г.А. Рыбина; режиссеры – О. Белинский, С. Гришко, Н. Коробов, Ю. Котов, Г. Рогов, Н. Чичерина; художники – заслуженные деятели искусств С.Ф. Арефин, Е.Д. Пыжов; народная артистка Н.А. Айзенберг; заслуженные артисты – Л.Ф. Загвоздин, К.М. Зильберг, П.Л. Кашин, П.Н. Козлов, Н.Н. Петропавловская, М.Г. Рябов, Н.Т. Щербатюк, Л.С. Чернышева, А.Г. Януш-Варшавский; актеры – Акацевич, Артамонова, Бартновская, Беликина, Волкова, Вершинин, Мильяновская, Охотин, Панова, Раевская, Самохвалов, Скворцов, Цыглеева, Шмидт, Шуклин, Ясырева; заслуженные работники культуры – заведующий постановочной частью, в последствии старший гример М.Е. Ровкин, заведующая реквизиторским цехом В.А. Шуклина, заведующая педагогической частью, а затем директор театра А.С. Портнягина, художник Н.В. Стороженко».

С 1959 по 1975 годы ТЮЗ возглавлял Игорь Михайлович Лиозин, заслуженный деятель искусств РСФСР. При нем окончательно сформировалась молодежная труппа. Например, в 1968 пришла актриса Екатерина Серебрянская, которая на сцене играет и сейчас (она ровесница театра, в этом году ей тоже исполняется 70 лет; и 12 ноября у нее был бенефис на сцене). В те годы в театре уже работала мама Екатерины Павловны, заслуженная артистка РСФСР Нина Николаевна Петропавловская. Много лет блистал в ТЮЗе ее супруг Анатолий Серебрянский, а сейчас дело родителей продолжает молодая актриса Евгения Серебрянская. Чуть позже работать в театр пришли Александр Волосянко и Галина Копылова.

Оба они – заслуженные артисты России, оба радуют зрителей и по сей день. Кстати, 25 и 26 ноября у Галины Петровны и Александра Игнатьевича на сцене «молодежки» премьера – спектакль «В добрый час», в котором они выступили режиссерами и появятся на сцене в небольших ролях. В основном же в этом спектакле играют молодые актеры.

Но вернемся к истории. В репертуаре театра при Игоре Лиозине появилась классика – «Коварство и любовь» Шиллера, «Обыкновенная история» по Гончарову, «Клоп» Маяковского, «Отверженные» по Гюго и многие другие. Несколько поколений зрителей выросли на сказках «Теремок» (она не сходила со сцены 25 лет), «Финист – ясный сокол» (14 лет), с аншлагами шли «Снежная Королева», «Королевство кривых зеркал», «Золотой петушок», «Серебряное копытце».

Одной из самых ярких работ Лиозина стала постановка «Рок-н-ролл на рассвете» – пьесу по мотивам рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» написали журналисты-международники Томас Колесниченко и Вадим Некрасов, в спектакле звучала музыка Вебера. Этот спектакль стал для Лиозина последним на сцене ТЮЗа. В 1975 году у режиссера случился инфаркт, а когда он выздоровел, «у руля» был уже другой худрук, Юрий Котов. Игорь Лиозин же стал руководить театром кукол, в котором работал до самой смерти.

Курс на классику продолжил режиссер Леонид Иванович Анисимов – молодой специалист, в 1983 году окончивший легендарное театральное училище им. Щукина. Он стал художественным руководителем ТЮЗа имени Ленинского Комсомола в середине 80-х и проработал до 1999 года. Именно под его руководством в 1992 году ТЮЗ стал Камерным театром драмы, в репертуаре в те годы была исключительно классика.

Первым спектаклем Камерного театра драмы стала «Чайка» Чехова, за один год она завоевала победу на I Международном театральном фестивале Тихоокеанского региона, фестиваля ТЮЗов в Екатеринбурге и Московского международного чеховского фестиваля классики. «На дне» Горького, «Ювенильное море» Платонова (музыку к этому спектаклю написал Петр Семин, один из бывших руководителей краевого Департамента культуры), «Пугачев» Есенина, «Месяц в деревне» Тургенева и другие спектакли высоко оценивали критики и театральное сообщество всей России. А в 1996 году, к 50-летию театра, Леонид Анисимов возродил спектакль «Как закалялась сталь».

На сцене Камерного театра драмы работали режиссеры со всего мира, труппа выезжала на гастроли по стране и за рубеж. За 10 лет поставил 30 спектаклей. Вот только кризисные 90-е годы накладывали свой отпечаток: зрителей становилось все меньше.

Новый век – новый театр

В 1999 году Леонид Анисимов уехал в Японию, создал и возглавил там Международную академию театра Станиславского. На посту художественного руководителя его сменил Виктор Дукавович Галкин, который начинал в ТЮЗе актером – а именно с роли Волка в сказке «Теремок». Изменилось и название: с 2000 года и по сей день на Светланской, 15а работает Приморский краевой драматический театр молодежи.

Новому худруку предстояло не просто сохранить взятую творческую высоту. Задача стояла более серьезно: вернуть в театр зрителя, отвыкшего от искусства в «лихие 90-е». Одной лишь классики и стандартного подхода для этого было недостаточно. Пришли молодые режиссеры Сергей Руденок и Лидия Василенко. В репертуаре появились работы современных авторов – первой такой громкой премьерой стал спектакль Руденка «Иногда они возвращаются» по пьесе Мрожека Кароль. Его смотрели и пересматривали, его обсуждали, хвалили и ругали, о нем спорили. В 2007 году на фестивале High Fest в Армении спектакль получил Серебряный сертификат.

В 2014 году художественным руководителем театра стал Юрий Гончаров – человек, известный в художественных кругах Владивостока. С 2003 года работает на кинофестивале «Меридианы Тихого» - сперва консультантом программного отдела, а с 2010 года – программным директором. Его первой работой на сцене Театра молодежи стал спектакль «Остров Рикоту».

В то же время у театра сменился директор. Теперь главный человек («Карабас-Барабас», как он сам шутит) здесь – Адисон Салахутдинов. До этого он в театре заведовал художественно-постановочной частью и работал актером. И до сих пор он участвует в спектаклях. Но главная и очень сложная задача, с которой ему сейчас предстоит справиться, – ремонт театра и его модернизация. Ведь масштабного, капитального ремонта это здание не видело как раз с тех пор, когда в него заехал театр.

В театр продолжают приходить молодые актеры. Дети артистов, которые выросли за кулисами и участвовали в спектаклях, – Настя Кошарнова, Герман Авеличев – когда-то играли перед своими сверстниками-школьниками. Сегодня они уже взрослые, студенты и выпускники Института искусств.

Новый сезон в Приморском краевом драматическом театре молодежи открылся премьерой – «Герой нашего времени» по Лермонтову в постановке режиссера из Иркутска Александра Лобыгина.

...Труппа театра молодежи объединяет больше 100 человек. Конечно, далеко не всех этих людей мы видим на сцене. Но от каждого из них: декораторов, бутафоров, художников, костюмеров, гримеров, реквизиторов, осветителей, звукооператоров, рабочих по зданию, кассиров, вахтеров, администраторов – зависит, каким будет спектакль.

Сегодня в жизни театра – новая глава, которая еще пишется. О чем она? Как живет театр сегодня? О чем мечтают люди театра и чего желают «своему второму дому» в юбилейном году? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в нашем видеопроекте «Вечно молодой».


Валерия Федоренко (текст) и Даниил Губарев (видео)

Новости Владивостока на VL.ru

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить