История молодежного театра во Владивостоке насчитывает не одно десятилетие. Первый детский театр в столице Приморья был открыт еще до Великой Отечественной войны. О нем есть упоминание в «Большой детской энциклопедии», где указан год открытия – 1930-ый.
Это был один из детских театров в Советской России в то далекое время, преемником которого до сих пор считают наш Приморский театр молодежи. Он был создан на базе драматического класса музыкального техникума. Его первым художественным руководителем был энтузиаст театрального дела Борис Николаевич Мильман, а первым директором Вячеслав Данилович Колбин, чье имя также вошло в историю Владивостока, как основателя Дома пионеров.
В архивах Приморского края среди документов ТЮЗа и Камерного театра драмы можно также найти сведения о первом детском театре в городе Владивостоке. Это был настоящий театр, где всем управляли дети. Они делали декорации, шили костюмы, собирали реквизит, играли в спектаклях. Ребята готовы были по первому зову грузить нехитрые декорации и ехать играть спектакль. Из воспоминаний старожилов известно, что в этом театре начинали актеры Н. Макарова, М. Губанова, Г. Смехов. А знаменитый кинорежиссер Ярополк Лапшин (впоследствии возглавивший Свердловскую киностудию и поставивший такие кинокартины, как «Бешеные деньги», «Угрюм-река», «Демидовы», «Продлись, продлись, очарование» и др.) выходил на сцену этого театра, будучи 16-летним мальчишкой.
Время, когда первый детский театр появился во Владивостоке – годы первых пятилеток, этап бурного строительства социализма. И долгое время театр не имел своей площадки, его передавали из ведомства в ведомство. Но в августе 1936 года он был реорганизован в областной Театр юных зрителей, труппа которого в 1937 году пополнилась профессиональными актерами из Москвы. В конце 1939 года крайисполком вынес решение преобразовать его в филиал краевого драматического театра им. М. Горького, который и приютил у себя детский театр на год. В 1940 году ТЮЗ снова стал самостоятельной единицей.
А дальше была война, которая прервала мирную жизнь страны. Сворачивались производства, закрывались учреждения. Эта участь постигла и детский театр во Владивостоке.
После окончания войны, в 1946 году решением исполкома Приморского Совета депутатов трудящихся № 642 от 13 июня был организован Приморский краевой Театр юного зрителя, и уже 31 декабря того же года на сцене Клуба моряков был сыгран первый спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского. За годы существования театра спектакль по этому роману ставился трижды и стал своеобразной визитной карточкой театра. Последний спектакль был поставлен к 50-летию театра.
В 1954 году театр получил постоянную прописку по ул. Светланская, 15а. Фасад театра, построенный в 1876 году, является краевым историческим памятником. Реконструкция здания под театр длилась семь лет. Это была ударная молодежная стройка, на которой трудились и сами актеры, и студенты, и рабочая молодежь.
История Приморского краевого драматического театра молодежи состоит из нескольких периодов, отражающих основные этапы его творческой жизни.
ТЮЗ сразу взял высокий темп творческих задач. Основу первой труппы составили выпускники театральной студии драматического театра им. М. Горького. Это были молодые, влюбленные в избранную профессию, артисты. Позднее коллектив был усилен мастерами из Москвы и Ленинграда.
Только за первые 10 лет было поставлено 83 спектакля, создан слаженный творческий коллектив. «Пионерская пора» принесла ТЮЗу всесоюзную известность. Он неоднократно становился победителем ежегодных смотров театрально-зрелищных предприятий. На его спектакли «Будьте готовы, Ваше высочество!», «Девушка и апрель», «Последние», «Вей ветерок», «Страницы жизни», «У опасной черты», «Жизнь и преступление Антона Шелестова» билетов было не достать.
В эти годы театр активно участвует в различных конкурсах и фестивалях. На Всесоюзном фестивале драматических спектаклей в честь 100-летия Максима Горького спектакль «Последние» был удостоен почетного диплома II-й степени. Спектакль «Премьера» Рудольфа Каца был отмечен премией Всесоюзной пионерской организации и приказом Министерства культуры СССР.
У ТЮЗа были филиалы в Артеме, Большом Камне, где при участии актеров театра в школах организовывались драмкружки, был создан общегородской школьный театр «Романтик».
Широко велась шефская работа среди моряков, пограничников и театров из приморской глубинки (п. Хороль, Спасск-Дальний). Творческие отчеты и встречи, зрительские конференции и обсуждения спектаклей – это далеко неполный перечень проводимых театром мероприятий помимо ежедневного показа спектаклей и регулярных выездов в край. За активную пропаганду театрального искусства на Дальнем Востоке и в честь 10-летнего юбилея ТЮЗу было присвоено звание «Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола».
Яркая страница была вписана в историю театра творчеством заслуженного деятеля искусств Игоря Михайловича Лиозина, который собрал крепкую молодежную труппу. При нем деятельность театра полностью соответствовала названию – Театр юных зрителей. Именно тогда появились спектакли-долгожители. «Теремок» выдержал более тысячи показов, не сходя со сцены 25 лет, а сказка «Финист - ясный сокол» радовала зрителей 14 лет.
Пользовались популярностью у школьников программные спектакли по пьесам Александра Островского («Мещане», «Бедность не порок»), Владимира Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп»), Николая Гоголя («Ревизор»), Дениса Фонвизина («Недоросль»), Валентина Катаева («Сын полка»), Бориса Горбатова («Юность отцов»), Маргариты Алигер («Сказка о правде»), Всеволода Вишневского («Оптимистическая трагедия»), а также детские сказки - «Снежная Королева», «Королевство кривых зеркал», «Золотой петушок», «Серебряное копытце» и другие.
Как память о славной комсомольской юности театра, в зрительном зале над сценой до сих пор сохранился комсомольский значок – символ неукротимого энтузиазма тех лет, а в историю театра навсегда вписаны имена его работников. Первые художественные руководители театра – Ю. Котляревский, А. Ребник, С. Махарадзе, заслуженный деятель искусств И. Лиозин, первые директора - З. Винн, Г. Рыбина.
В театре работали режиссеры: Олег Белинский, Сергей Гришко, Николай Коробов, Юрий Котов (спектакли этого молодого ленинградца отличались смелостью формы и режиссерского выражения, были новаторскими и всегда аншлаговыми), Герман Рогов, Н.Чичерина. Среди художников – Заслуженные деятели искусств Степан Арефин и Евгений Пыжов. В труппе были Народная артистка Надежда Айзенберг, Заслуженные артисты – Леонид Загвоздин, К.М.Зильберг, П.Л.Кашин, П.Н.Козлов, Нина Петропавловская, М.Г.Рябов, Н.Т.Щербатюк, Людмила Чернышева, А.Г.Януш-Варшавский, актеры - Акацевич, Артамонова, Бартновская, Беликина, Волкова, Вершинин, Мильяновская, Охотин, Панова, Раевская, Самохвалов, Скворцов, Цыглеева, Шмидт, Шуклин, Ясырева. Среди заслуженных работников культуры - заведующий постановочной частью, в последствии старший гример М.Е.Ровкин, заведующая реквизиторским цехом В.А.Шуклина, заведующая педагогической частью, а затем директор театра Алла Портнягина, художник Наталья Стороженко.
Более 40 лет театр служил детям. За это время было поставлено более 200 новых постановок, сыграно свыше 15 тысяч спектаклей. До сих пор можно услышать, как горожане говорят: «…Это в бывшем ТЮЗе…». Театр называли «добрым собеседником», ведь его спектакли – это размышления вслух, глубокие исследования добра и зла, мудрости и жизнестойкости человека.
В середине 80-х годов к руководству театром был приглашен режиссер Леонид Иванович Анисимов. Театр «возмужал». Он отбросил юношеский максимализм «комсомольского возраста», творчество его стало более глубоким и утонченным. Смелость молодого режиссера, обладающего несомненно особым видением и ярко читающимся творческим почерком, повлияла на репертуар: стали больше ставить классиков мировой и российской драматургии. На фестивалях театр представлял свои самобытные постановки, о которых заговорили в театральных кругах страны. В них сочетались яркая современная театральная форма с психологической ясностью и образностью игры актеров.
Спектакли «На дне» (М. Горький), «Ювенильное море» ( А. Платонов), «Пугачев» (С. Есенин), «Вишневый сад», «Чайка» и «Три сестры» (А. Чехов), «Месяц в деревне» (И.Тургенев) «В горах мое сердце» ( У.Сароян), «Грехопадение» (по роману Льва Толстого «Анна Каренина»), «Гроза» (А. Островский) неизменно получали высокую оценку критиков и зрителей.
Театр уходил от психологии массового восприятия искусства. Его выразительные средства становились достоянием каждого зрителя, помогали решать многие нравственные задачи. Все больше театр становился камерным, пытаясь вплотную приблизиться к зрителю, создавая на своих спектаклях доверительную атмосферу душевного общения. Можно много спорить о том, насколько был верен выбранный в те годы путь, но без сомнений тогда это было что-то новое.
В январе 1992 года ТЮЗ им. Ленинского комсомола был переименован в Камерный театр драмы. Первым спектаклем нового театра стала чеховская «Чайка», который за один год был признан лауреатом трех фестивалей (Международный театральный фестиваль Тихоокеанского региона, Фестиваль ТЮЗов в Екатеринбурге, Московский международный чеховский фестиваль классики). В 1997 году спектакль «Пугачев» поэме Сергея Есенина занял первое место на фестивале в Иркутске «Байкальские встречи с Вампиловым». В своем творческом поиске Камерный театр драмы на шаг опережал театры края.
В эти годы на сцене бывшего ТЮЗа засияли новые звезды: заслуженные артисты Виктор Байгулов, Александр Волосянко, Галина Копылова, Нина Ленская, Валерий Пигаев, Эдуард Прокопцев, стали мастерами сцены артисты Алла Белых, Ольга Листова-Русецкая, Виктор Сальков, Екатерина и Анатолий Серебрянские.
Примерно в те года в театре актерами начали свой творческий путь Сергей Агеенков, Виктор Бусаренко, Алла Васильева, Евгений Вейгель, Виктор Галкин, Елена Данилова, Николай Данилов, Татьяна Донская, Александр Елизаров, О.Кручина, Александр Ларионов, Сергей Меньшов, Анатолий Мягких, Юлия Орышечко, Михаил Пазников, Лариса Постернак, Татьяна Русакова, Виталий Сизоненко, Александр Стрелков, Ирина Тарасюк, Анжелика Трофимова, Андрей Трофимов, Анастасия Федосеева, Игорь Чернышев, Дмитрий Штанько, и другие. Активно работали директор Борис Мездрич, заместитель директора по организации зрителей Алла Портнягина, мастера театрального дела, заслуженные работники культуры – заведующая пошивочным цехом В. Потущева, старший закройщик-модельер М. Морозова (Сидоренко). Получила звание заслуженного работника культуры РФ заведующая гримерно-постижерным цехом Алла Савенко.
В этот период театр охотно идет на творческие контакты с зарубежными режиссерами, художниками, актерами. Камерный театр драмы по прямой инициативе художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств, Леонида Анисимова предоставляет свою площадку иностранным режиссерам из Польши (Роман Кручковский, спектакль «Прощай Иуда» И. Иредыньского), Японии (Рюичи Симидзу, «Путешествие в мечту» Р. Симидзу, «В горах мое сердце» У. Сарояна), США – (Дэвид Эджком, «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира; Б. Мид «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса; М. Уильямс, «В ожидании Годо» С.Беккета; М. Дженкинс «Долгий день, уходящий в ночь» Т.Уильямса).
Над спектаклями успешно работали главный художник театра Сергей Аксенов, художник Екатерина Кандыба, художники-постановщики Василий Валериус (Москва), М. Якомото, Э. Симидзу (Токио). Театр стал лабораторией театрального искусства, где активный обмен опытом, разнообразие и новизна творческих взглядов, подходов, методов давали актерскому составу заряд для творческого роста.
Это был не простой период в истории страны и театра – период начала перестройки. Театр за 10 лет поставил 30 громких спектаклей, не прекращал гастролей по стране и за рубежом - Япония (1991 г.), США (1995 и 1998 гг.), Франция (1997 г.). О Камерном театре драмы с восторгом отзывались московские критики, называя его одним «из самых культурных театров России уровень, притязаний которого уникален».
XXI век принес перемены, которые коснулись и Камерного театра драмы. В 1999 году пришел новый художественный руководитель Виктор Дукавович Галкин (начинавший в этом театре как актер, а позднее – заместитель директора). В 2000 году изменился и статус театра. Он получил свое сегодняшнее имя – Приморский краевой драматический Театр молодежи.
В середине 2000-х в театр пришли работать молодые режиссеры, выпускники Дальневосточной академии искусств – Сергей Руденок и Лидия Василенко, поставившие на данный момент огромное количество разнообразных спектаклей, как для детей, так и для взрослых. В это время в театре работают художники Виктор Шматок, Анжела Иващик, Наталья Стороженко, художник по свету Валентин Дрыгин, звукорежиссер Олег Криволапов, художник-бутафор Владимир Полтавец.
В 2014 году изменяется устав учреждения – первым лицом театра становится директор. Эту должность занимает Адисон Асхатович Салахутдинов, в прошлом заведующий постановочной частью и действующий артист театра. Место художественного руководителя удостаивается режиссер Юрий Владимирович Гончаров. В свое время на сцене Театра Молодежи он поставил два спектакля - «Дуплет с крыши» и «Полоумный Журден».
Новый успех театру приносит спектакль Лидии Василенко «Волшебник Изумрудного города», на который порой было не достать билетов. В этом же году Театр молодежи принимает на своей площадке японский театр «Коноситоями» и молодежную театральную студию МХТ под управлением Виктора Рыжакова.
За десятки лет существования Театра молодежи в его стенах состоялось свыше 400 спектаклей, воспитанно не одно поколение ярких театральных профессионалов, открыто множество новых имен. Наряду с отечественными специалистами на сцене театра работали режиссеры и художники из Польши, Японии, Южной Кореи, США. Гастрольная карта театра впечатляет - Москва, города Сибири, Урала, Дальнего Востока; Армения, Киргизия, Япония, США, Франция, Китай, Южная Корея.
Репертуар театра наполняют спектакли различных жанров: от бессмертной классики до пьес современных российских и зарубежных авторов. Дневные спектакли ориентированы в основном на школьников, хотя есть и постановки для совсем юных зрителей от 3-х лет. Спектакли же вечернего репертуара зачастую предназначены не только для молодежи и студентов, но и для самой взрослой, умудренной жизненным опытом аудитории.
В последние годы, благодаря приходу в Театр молодежи молодой смелой режиссуры, репертуар взял курс на злободневные острые спектакли, поднимающие вопросы адаптации подростка в сложном и жестоком мире потребления. Приморский краевой драматический Театр молодежи, следуя своему главному предназначению – эстетическому отображению жизни во всем ее многообразии, вдохновенно трудится, храня выработанные годами творческие традиции, радует своими успехами зрителей всех возрастов и социальных слоев.
В 2018 году театр возглавил бывший директор Уссурийского драматического театра им. Комиссаржевской Игорь Леонидович Селезнев. Последние два сезона были для Приморского театра молодежи очень насыщенными и плодотворными, а в 2019 году, который объявлен Годом театра в России, будет проведена очень большая работа не только в отношении репертуарной политики, но и гастрольной деятельности и развитии проектов, направленных на популяризацию театрального искусства в Приморье.
Первым новшеством стало проведение ребрендинга театра. Были привлечены специалисты и дизайнеры для создания нового логотипа и фирменного стиля, а также для концептуального решения креативного пространства театра молодежи, в рамках которого был проведён ремонт и изменения внутреннего интерьера театра, в том числе была запущена новая Малая сцена. Первой премьерой на обновленной площадке стал спектакль по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» (режиссер Виталий Дьяченко).
Важным событием для театра в 2018 году стал выпуск спектакля «Алые паруса» (режиссер Лидия Василенко) к 80-летию Приморского края и Дню рождения города Владивостока и выпуск спектакля «Клятва» (режиссер Сергей Руденок) о подвиге молодогвардейцев.
В рамках международного сотрудничества и поддержки развития театрального искусства, театр молодежи провел неделю корейской культуры в России, представив приморскому зрителю два южнокорейских театральных коллектива – «Мулькёль» и «Поксуголь». С последними заключено соглашение о сотрудничестве с Комитетом театрального искусства Тонгъ Ён из Южной Кореи.
Это сотрудничество было высоко оценено в Санкт-Петербурге, где театр был удостоен Всероссийской премии «Даты» в области литературы и искусства за возможность показать российскому зрителю в честь 150-летия Максима Горького спектакль корейской труппы «Мулькёль» - «На дне».
В декабре 2018 года труппа театра выступила в Москве на сцене театра им. Армена Джигарханяна в рамках Международного фестиваля «Золотой Витязь» со спектаклем «Завтра была война».
На базе театра также действует детская инклюзивная театральная студия «Особенные люди», которая в 2018 году получила поддержку от Фонда президентских грантов. Ведущим педагогом студии стала актриса театра Мария Стратулат, чью социальную деятельность отметили представители администраций Владивостока и Приморского края.
Театр работает постоянно над повышением профессионального уровня актеров. Он ввел в практику тренинги профессиональной подготовки с участием педагога по сценической речи Школы-студии МХАТ Марины Гарсии Салана и артиста и режиссера театра Романа Виктюка Александра Дзюбы.
Важным событием для театра стала организация Первого Тихоокеанского фестиваля современной драматургии «Метадрама». В 2019 году фестиваль приобрел международный статус. Для участия в нем приглашаются театральные коллективы не только из дальневосточных регионов, но и стран АТР.
В 2019 оду театр первым в Приморье запускает новый формат - бэби-театра, театра для самых юных зрителей, представив зрителям спектакль «Сонландия».
Всего в 2019 году у театра молодежи на выпуске девять премьер: «Сонландия», «Спасти камер-юнкера Пушкина», «Шум за сценой», «Алиса в стране чудес», «Планета Д», «Ревизор», «Гроза», и два новогодних спектакля.
Кроме того театр намерен заявить себя в нескольких фестивалях, среди них Международный фестиваль «Золотой Витязь» (г. Москва), «Большой детский фестиваль» под руководством Сергея Безрукова, который проводит Московский Губернский театр, и Фестиваль театров Дальнего Востока в Хабаровске, который пройдет в сентябре 2019 года.