Основой для драматического произведения послужил знаменитый документальный «Дневник Анны Франк» — дневниковые записи еврейской девочки из Нидерландов.
Как рассказал директор театра молодежи Игорь Селезнев, к работе над спектаклем артисты и режиссер приступили к в феврале нынешнего года, но 27 марта — в связи с введением ограничений — вынуждены были ее прекратить. И вернулись к постановке в конце июля, как только были сняты ограничения. Вот так и получилось, что спектакль, который должен был быть показан к 9 мая, приходит к зрителю только в сентябре.
Виталий Дьяченко определил жанр спектакля как «хроника взросления».
«Именно так, для меня это пьеса о взрослении. И Холокост, война, с которыми чаще всего связывают „Дневник Анны Франк“ — частный случай смерти. Мы все живем в ее присутствии, она — рядом. Мы про это стараемся не думать, а Анна Франк и все обитатели Убежища (так в своих записях Анна называла место, где жила ее семья и еще несколько человек) вынуждены были думать о ней постоянно, вырабатывать отношение к ней, жить, понимая, что она за дверью и что через секунду может раздаться стук… Это, на мой взгляд, и есть метафора взросления — мы учимся принимать тот факт, что мы конечны», — отметил режиссёр.
Анна в рамках пьесы дает ответ, как жить с осознанием того, что ты скоро — или не скоро — умрешь. В спектакле занято девять актеров театра молодежи, главные роли — Анны Франк, ее сестры Марго и Петера Ван Даама играют Олеся Белоконь, Дарья Мухортова и Денис Лашко. Для молодых артистов работа с таким материалом оказалась непростой…
«То, что случилось с Анной и со всеми обитателями Убежища, это очень страшно», — сказала Олеся Белоконь. — «И нам, сегодняшним молодым, подчас это просто невозможно представить. И тем важнее было войти в образ, прочувствовать и понять свою героиню. Чтобы войти в образ, я не прекращала работу даже во время самоизоляции. Пьеса всегда была со мной, постоянно. Один экземпляр дома, один в театре. Кроме того, я перечитала сам дневник Анны Франк. Не раз… В начале пьесы, в начале своего дневника Анна ощущалась мною как девочка, как подросток. А потом, когда она прожила столько времени в Убежище, она стала — по моим ощущениям — человеком много старше меня. Она была, как мне кажется, даже взрослее своих родителей. И я хочу быть похожей на нее — она научилась быть смелой и дерзкой, научилась безумно любить жизнь и наслаждаться каждым ее моментом, научила других открываться жизни», — заключила актриса.
По словам Виталия Дьяченко, спектакль «Анна Франк»(16+) специально задуман им как единое действие без антракта, без музыкального оформления…
«Зритель должен войти в Убежище и оставаться там все время. Эту историю нужно прожить зрителям и актерам вместе, на одном дыхании. Что это за Убежище, если из него можно выйти в буфет?» — сказал режиссер. — «Живущие в Убежище не могли себе позволить слушать музыку, это во-первых. А во-вторых, хочется все же собрать внимание зрителя на голосах, лицах актеров… Когда ты смотришь на карту сражений, то плохо понимаешь, каково там приходилось людям. А такие вещи, как дневник Анны Франк — это возможность увидеть и понять, каково приходилось на войне реальным людям».