Театров во Владивостоке ничтожно мало для того, чтобы о них не разговаривать
Театров во Владивостоке ничтожно мало для того, чтобы о них не разговаривать. Всего четыре (мы не берем "приморскую Мариинку", там совершенно другие бюджеты, задачи и возможности) — драматический театр им. М. Горького, театр кукол, театр ТОФ и Приморский театр молодежи — не такое большое число для столицы региона. Тем интереснее наблюдать за изменениями, премьерами, продвижением, поиском зрителя, работами режиссеров и директоров.
На фоне всеобщего упаднического настроения, усиленного в этом году ограничениями, связанными с коронавирусом, Приморский краевой театр молодежи выделяется своим оптимизмом, активностью и точным попаданием в запросы современного владивостокского зрителя.
Последние два с половиной года, с приходом нового директора, этот театр являет собой тот самый случай, когда с одинаковым интересом смотришь как на то, что происходит на сцене, так и на процессы, проходящие вне её. Помимо череды новых и совершенно разных спектаклей (от классических до авангардных), когда репертуар был обновлен почти на 90 процентов, в театре умудрились сделать ремонт, починить и открыть малую сцену, обновить аппаратуру, открыть кофейню и (да простят нас особо экзальтированные читатели!) наконец-то починить туалетные комнаты.
Театр начал свою "новую жизнь" со спектаклей "Алые паруса" (6+) (режиссер Лидия Василенко) и "Спасти камер-юнкера Пушкина" (16+) (режиссер Виталий Дьяченко), а даже начал осваивать новые для себя жанры — иммерсивный театр ("Сказка сказок" (6+), "Планета Д"(6+), бэби-театр ("Сонландия"(6+) и т.д.
Фестиваль современной драматургии "Метадрама" (18+) (созданный совместно с единственным на данный момент приморским драматургом Викторией Костюкевич, чьи пьесы с успехом проходят на столичных театральных фестивалях) стал действительно прорывным для местной театральной сцены, по-настоящему вымученной показным академизмом и провинциальной амбициозностью. К постановкам пьес современных драматургов были привлечены местные и приезжие режиссеры, театры из соседних регионов Дальнего Востока.
В 2020 году, в период пандемии и последовавшего запрета на массовые мероприятия, театр так и не смог официально завершить театральный сезон, но "выстрелил" новым для Владивостока форматом — читками пьес современных драматургов, которые проводились под открытым небом во внутреннем дворе между зданиями Театра молодежи и краевой Филармонии. "Театральный дворик" привлек внимание даже тех, кто до этого времени обходил театр стороной — уютная обстановка, чай, современный актуальный материал (например, читка публицистического материала "Новой газеты" о работе "ковидного" госпиталя в Москве) и обсуждения его со зрителями — подобные форматы до сих воспринимаются местной публикой как нечто столичное.
К завершению безусловно сложного для всех культурных институций года театр подошел с еще одной громкой премьерой — спектаклем "Бриннер" (16+) по пьесе Виктории Костюкевич в постановке Талгата Баталова, неоднократного номинанта на главную российскую театральную премию "Золотая маске" (которой, к слову, в Приморском крае до сих пор не удостаивался ни один театр). Баталов привлек к работе над спектаклем целую команду молодых столичных профессионалов (сценографа, композитора, художника по костюмам, видеографа), а сам спектакль грозит стать самой важной премьерой года — в городе впервые с театральной сцены заговорили о прославленном земляке.
Благодаря вниманию, направленным на премьеры и проекты театра, становится совершенно очевидно, что молодёжка смогла пережить затянувшийся период "анабиоза" и уже явно заявляет о себе, как о ведущем современном театре приморской столицы. Со всей своей камерностью, отсутствием механизмов сцены, помещений для театральных цехов, но с огромным желанием все-таки нанести Владивосток на театральную карту России.
Наблюдать со стороны за трансформацией учреждения культуры, безусловно, занимательная история. Но мы решили дать слово непосредственным участникам процесса, людям, которые каждый день делают Театр молодежи немного лучше.
Директор театра молодежи Игорь Селезнев. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Игорь Селезнев, директор Театра молодежи: "Театр сегодня меняется с развитием общества. Сегодня он совершенно не такой, каким был, например, 10 лет назад. И так можно сказать не только о нашем театре, а о самом явлении в принципе. Но, если конкретно, Театр молодежи изменился, потому что подобралась команда, которая понимает друг друга, понимает зрителя. Самое главное, что у нас всех совпадают цели — мы хотим делать свою работу хорошо.
И вот это "хорошо" заключается в том, чтобы слышать аудиторию. Новую аудиторию. Потому что зрители изменились. В театр массово пришла молодёжь. В наш театр точно. И мы не можем упускать это из виду. Мы меняем репертуар, постоянно ищем новые формы. Наш проект "Театральный дворик" — это тоже налаживание диалога со зрителем.
Очень важно показать новому зрителю, каким может быть театр. А когда появляется выбор, то возрастает интерес.
Именно по этой причине к нам постоянно приезжают режиссеры. Разные режиссеры ставят разные пьесы и делают это, как вы понимаете, тоже по-разному. У людей появляется возможность увидеть абсолютно непохожие друг на друга спектакли, и у них появляется желание прийти в театр еще несколько раз.
И каждого нашего зрителя, как постоянного, так и нового, мы как будто знаем в лицо. Это, кстати, большая заслуга зрительского отдела. Они не просто встречают зрителей на входе, они дружат с ними. Не зря же после премьер часто можно увидеть, как сотрудники театра и зрители просто обнимаются. Потому что мы не какие-то безликие незнакомцы, которые спрятались за пятью буквами ТЕАТР, мы всегда за человеческое общение.
В наших планах есть самый главный пункт — не останавливаться! Никогда мы не придём на работу и не скажем: "Ну, мы сделали всё, что могли".
Мы всегда придумаем, что можно сделать ещё. За это я и ценю свою команду".
Художественный руководитель театра Лидия Василенко. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Лидия Василенко, художественный руководитель театра: "Как-то вдруг стало модно ходить в театр. Наряду с тем, чтобы сходить в ночной клуб, где абсолютно внеконкуретный вид отдыха — танцуй и ни о чем не думай, молодые люди начали приходить на спектакли, читки пьес. Про читки, это вообще отдельный разговор. Мы этой осенью буквально создали летний театр и не без удивления обнаружили, что бОльшая часть аудитории "Театрального дворика" — молодежь. И это были, во многом, люди, пришедшие в первый раз.
Казалось бы читки — слишком простой формат, в нем нет декораций и костюмов, примет ли наш консервативный зритель, привыкший к традиционному театру, подобную форму театрального высказывания? До этого мы изредка собирались и читали пьесы на Малой сцене для определенной аудитории, назовем ее околотеатральной. Но всегда хотелось новой энергии.
Оказалось, что именно этот формат нужен нашей молодежи. Если попытаться охарактеризовать современных молодых ребят в нескольких словах — то они умные, насмотренные, они много путешествуют и многим интересуются. Их знания диктуют определенные требования к театру, к кино, к музыке тоже. Этот формат читок позволил им участвовать в процессе.
Театр сегодня ни в коем случае не должен "разжевывать и класть в рот", иначе это автоматически становится "театром вчера". Театр сегодня — это разговор со своим зрителем на равных. Людям до 35 лет это подходит. Они не любят, когда за них думают, они любят докопаться до всего сами.
В итоге получается, что Театр молодежи полностью оправдывает свое название. И, если не это цель нашей работы, то что?
При этом, я могу сказать, что аудитория 35 + тоже не отстает и растет количественно. Она тоже оказалась готова к экспериментам. Были даже зрители 60+, которые посетили все читки в "Театральном дворике" с августа по сентябрь.
Актер Театра молодежи Иван Синицын. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Актер Театра молодежи Иван Синицын: "Я очень люблю Владивосток, мне нравится здесь жить и уезжая отсюда, я каждый раз с нетерпением возвращаюсь обратно. Это мой город. А еще я люблю театр, поэтому я работаю в Театре молодежи. А где еще? Не вижу для себя здесь другого. Театр молодежи — это возможности. Это возможность реализовываться как актеру, постоянно работая с новыми режиссерами, потому что сюда приезжают очень крутые ребята.
А еще театр не боится экспериментов. Поэтому, как только у меня появился шанс воплотить свою идею спектакля, я сразу за него ухватился.
Актер — профессия подневольная, мы не выбираем, какие роли нам играть. А я сделал спектакль для себя! Спектакль, в котором мне нравится играть, спектакль, на который я бы сам с удовольствием сходил, как зритель. "Сказка сказок" — это что-то новое (по моему личному режиссерскому мнению :)). И меня радует, что всё новое всегда происходит в нашем театре!"
Ольга Юренко, начальник зрительского отдела театра молодежи. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Ольга Юренко: "Для чего существует театр? Для того, чтобы играть спектакли? Чтобы актерам было, где реализоваться? Чтобы декорации красивые стояли?
Наверное, если так мыслить, то будет просто здание с картинками-афишами, куда человек пойдет только в тот момент, когда уже совсем нечем заняться.
Театр нужен нам всем для любви. Он просто обязан каждый раз влюблять человека. А мы — такие амурчики. Мы встречаем каждого зрителя, как родного человека.
Хочется, чтобы люди приходили как к себе домой, тогда и получить настоящие эмоции от спектакля легче. Никто не боится быть непонятым.
Понравился спектакль — отлично, не понравился — тоже хорошо. Ведь, если бы всем нравились все спектакли, это бы значило, что они одинаковые.
Кассир Театра молодежи Алла Ашанина. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
И возвращаясь к влюбленности, я расскажу, почему не страшно, если спектакль не понравился.
Человек пришел, его встретили, ему улыбнулись, он еще в зал не вошел, а ему уже дали энергию. И если он в силу своих определенных пристрастий или настроения, не воспринял сегодня спектакль, это не испортит ему вечер.
Он скорее лучше поймет себя самого, разберется, почему вчера да, а сегодня нет. И тут ты понимаешь, что театр не только про то, что происходит на сцене, театр про человеческие взаимоотношения.
Режиссер Театра молодежи Виталий Дьяченко. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Режиссер Театра молодежи Виталий Дьяченко: " Я в театре недавно. Одно дело — это приехать и пообщаться с театром ограниченное количество времени, это очень поверхностный процесс. А другое дело — приехать, остаться и начать заглядывать за каждую кулису.
Мне сейчас нужно понять, как эта штуковина работает. Потому что любой театр — это такое слияние энергий, где что-то делается, потому что вы друзья, что-то делается, потому что ты симпатичный, что-то, потому что у меня зарплата хорошая, или я — маньяк театра. Но на выходе это всё должно превратиться в секунду общения между зрителем и спектаклем.
Билетеры Маша и Миша, завлит Юлия Толокина (справа). Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Сам спектакль — это всего лишь какие-то доски, какие-то люди, какие-то слова. А вот, когда то, что происходит на сцене, вдруг резонирует со зрителем, тогда случается театр. И вот это странное "соподчинение", "совключение" многих-многих людей, которое всегда обязательно в тридцати шести местах сломано, должно на выходе давать эту самую секунду общения, а лучше 2,5 часа и антракт.
Почему я остался в этом театре? Это начинающий театр, здесь всё работает по очень понятной мне схеме: мы не хотим, как есть, мы хотим, как мы можем, как мы понимаем, как нам самим нравится. И нет страха, что не получится, есть смелость, азарт и желание всё преодолеть".
PR-директор театра Мария Скударнова. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
PR-директор Театра молодежи Мария Скударнова: "Когда говорят "современный театр", то у каждого включается свой ассоциативный ряд. И каждый режиссер вам накидает тысячу вариантов, что это словосочетание значит конкретно для него.
Для меня как для пиарщика, это означает лишь одно — театр должен существовать здесь и сейчас. Он должен использовать всё, что существует вокруг него в свою пользу и это должно быть пользой для тех, кто в этот театр придет.
Сегодня вроде всё стало понятно с использование современных технологий, способов рекламы, средств общения со зрителем (хотя и тут до сих пор некоторые умудряются удивить), но с выходом театра за свои собственные стены история выглядит, как "это где-то кто-то делает, но мы не понимаем зачем". Театр молодежи понимает.
Заведующая пошивочным цехом Татьяна Дилиндреева. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Мы не сомневаемся, что любой театр в городе должен жить интересами этого города. Наша аудитория — это не только те, кто пришел в музей рядом или посетил концерт джазовой музыки. Наша аудитория ходит в бары, рестораны, ночные клубы. Они тусуются, знают, что где происходит. Наша задача, чтобы они всегда были в курсе того, что происходит у нас.
Мы сделали уже не одну коллаборацию с разными городскими пространствами, с кофейнями, ресторанами.
Вроде сейчас уже всем стало понятно, что в театр ходить модно, мы все равно не готовы выдохнуть. На фоне того, что происходит в мире, приходится придумывать новые способы общения со зрителями.
"Театральный дворик" — яркий пример, когда придумать получилось. В этом, на мой взгляд, секрет нашего театра — с головой в любой движ!".
С удовольствием приглашаем всех жителей города на спектакли Приморского театра молодежи.
https://primamedia.ru/news/1018080/