Спектакль «Анна Франк» на сцене Театра Молодёжи во Владивостоке поставил режиссёр Виталий Дьяченко. Пьесу написала драматург Ася Волошина на основе реальных событий. «История взросления в одном действии», – подзаголовок, начертанный на афише спектакля. Премьера состоялась 12 сентября 2020 года, сообщает ИА DEITA.RU.
Как говорить о холокосте, особенно с молодым поколением? С теми, для кого война и её ужасы оторваны во времени, с теми, чья жизнь течёт совсем в ином – мирном русле? С подростками, большинство из которых о значении слова «холокост» даже не знают. Задача не проста. Но Виталий Дьяченко с ней справился. Подтверждение этому в том, что не только взрослые, но и подростки, в том числе и те, кому ещё нет и 13 лет, два часа в полной тишине (спектакль идёт без антракта) держат внимание прикованным к происходящему на сцене. Такое случается, когда душа отзывается на увиденное, когда смотрящий находит ответы на свои собственные вопросы, или важные вопросы впервые, вдруг, появляются в уме. То есть тогда, когда увиденное задело за живое, а, возможно, тогда, когда что-то важное, на что человек не смотрел, потому что тема не попадала в поле его восприятия, или потому что слишком тяжело и страшно было смотреть на это, ожило и обрело форму осязаемую, с которой человек вошел в контакт и теперь может расширить своё восприятие мира и жизни.
Действо спектакля захватывает с первого момента. Всё начинается с монолога Анны, в котором она, обращаясь в зрительный зал, рассказывает о себе. О счастливой жизни успешной писательницы, жены и матери, о том, что ей 27 лет… и… этого всего нет. Её НЕТ. Жизнь Анны Франк оборвалась в концлагере. Ей было 15 лет.
Люди, в большинстве своём, предпочитают не думать о смерти. Как-то не принято рассуждать об этом в нашей культуре. Но у всех, в какой-то момент детства, эта мысль проявляется, охватывая в невозможности вместить её в собственном сознании: «Я умру?», «Моя мама», «Мой папа». «Война и холокост – это частный случай смерти», – сказал Виталия Дьяченко о раскрываемой теме. Он говорит, что ставил спектакль не о войне и холокосте как таковых, а о взрослении. Взрослении в конкретно заданных условиях. Для Анны Франк и миллионов людей, попавших в мясорубку Второй мировой, этим условием стала война и обусловленные ею события их личной жизни.
Анна Франк – еврейская девочка, оставившая миру документ, обличающий фашизм – свой дневник. Она родилась 12 июня 1929 года в Германии. После прихода к власти фашистов её семья переехала в Нидерланды. Во время оккупации вместе с несколькими друзьями они два года скрывались в замкнутом пространстве тайного убежища, организованном отцом Анны в одном из зданий Амстердама. Эти два года Анна вела дневник, который в 1947 году её отец смог опубликовать. Отто Франк, отец Анны, единственный из обитателей убежища выжил в концлагере. На время начала вынужденного затворничества Анне только исполнилось 13 лет.
В спектакле, несмотря на сложность темы, нет нагнетания страха, а вот юмор, смех и даже комичность есть. Актёры рассказывают историю, в которой очень разные люди вынуждены вместе жить в замкнутом пространстве. И здесь, через бытовые мелочи, взаимоотношения, проявляются характеры и особенности каждого, возникают мелкие ссоры и конфликты, как будто бы и не стоит за порогом их укрытия смерть.
Сцен тяжёлых, как таковых, в спектакле, нет. Режиссёр оставляет это за пределом, передовая присутствие тяжёлого, в основном, через документальные кадры фото и кино-хроники той поры – холокоста, периодически вплетая их в канву повествования. Кино и фото-хроника, в том числе, сопровождают рассказ о скором будущем каждого из героев. Через этот приём как будто совмещаются две временные реальности: настоящее обитателей убежища, с их мечтами, надеждами, первой влюблённостью, мелкими ссорами и обидами, и параллельно передаётся зрителям знание о том, что произойдёт с каждым участником этой истории в недалёком будущем – где они окажутся узниками концлагеря и погибнут. Через это совмещение времён создаётся очень сильный эффект: зритель почти осязаемо может прочувствовать и осознать, что жизнь имеет границы.
В сюжет введён особый персонаж, он не имеет имени: просто человек. Человек является связным между рассказываемой историей и зрителями в настоящем – он знает то, о чём ещё не догадываются обитатели убежища, и помогает зрителям своими комментариями и ремарками охватить происходящее.
На сцене минимум декорации и много символизма, нет спецэффектов, нет музыкального сопровождения – «Анна Франк» – спектакль тишины. О великолепной игре актёров можно и нужно говорить особо. Режиссёру удалось создать некое поле, в котором проявляется актёрская игра, которую, пожалуй, можно сравнить с образцами актёрской игры сильнейших, ещё советских театров.
Стоит отметить тот факт, что этот спектакль появился на сцене Приморского театра молодёжи благодаря Международному Тихоокеанскому фестивалю «Метадрама», организованному театром в 2018 году. Год назад на фестивале, в рамках режиссёрских лабораторий, режиссёр из Санкт-Петербурга Виталий Дьяченко поставил эскиз по пьесе молодого, но уже известного драматурга Аси Волошиной. Именно тогда, в театре было принято решение поставить спектакль на большой сцене. И сейчас можно признать – постановка «Анна Франк» несомненная удача команды Приморского театра молодёжи, и один из лучших спектаклей театрального Владивостока.
Роли и исполнители: Человек – Николай Тирищук; Анна Франк – Олеся Белоконь; Эдит Франк – Елена Варивода; Отто Франк – Олег Демчук; Марго Франк – Евгения Серебрянская, Дарья Мухортова; Герман Ван Даан – Дмитрий Штанько, Александр Стрелков; Августа Ван Даан – Мария Зизенкова-Наумова, Алёна Устюжина; Петер Ван Даан – Денис Лашко; Альфред Дюссель – Заслуженный артист РФ Александр Волосянко, Вадим Замараев.