Не может быть, чтоб ничего не стало: по следам легенды Уссурийского края

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

В конце мая 2021 года Приморский краевой драматический театр молодежи подключился к мероприятиям, посвященным празднованию 150-летия со дня рождения знаменитого русского путешественника, исследователя Дальнего Востока, этнографа, писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930). Спектакль "Легенда Уссурийского края" (режиссёр-постановщик Виталий Дьяченко, художественный руководитель Лидия Василенко) поставлен по пьесе Елены Аксёновой, основанной на легенде о чжурчжэньском царе Куань-Юне, которая была записана во время путешествий по Уссурийскому краю В.К. Арсеньевым, а также книгах современного историка-археолога Александра Мезенцева, который выступил в качестве научного консультанта этого проекта. 

Перед зрителями оживает легендарный период средневековой истории территории вокруг современного Уссурийска (село Никольское, город Никольск-Уссурийский), долины реки Партизанской (Сучан, Су-чэн) и других мест, хорошо известных любителям истории Приморья. На рубеже XIX-XX веков Путник (Анатолий Мягких), в чертах которого легко угадывается сам В.К. Арсеньев, встречает Старика (Александр Стрелков), от которого узнает удивительную историю о любви и верности, предательстве и коварстве.

Игорь Сушков убедительно создает образ князя Цзинь-я-тай-цзы — благородного, сильного духом, чистого помыслами правителя, верящего в то, что окружающие люди столь же честны и благородны, как и он. Волею богов главный герой слепнет, путешествие в поисках исцеления приводит к гибели его любимой жены Хун-лэ-нюй, активным военным действиям и опустошению когда-то благодатного края. Герой следует предначертанной судьбе, не прислушиваясь советам мудрой жены и беспокоящего за него прямолинейного принца Вань-Янь (Павел Пятыров), который, несмотря на то, что не одобряет действий упрямо идущего в ловушку Князя, остается ему верен, и помогает одолеть врагов.

Спектакль "Легенда Уссурийского края"

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

Несмотря на обилие ярких мужских персонажей, ключевой фигурой спектакля становится красавица-жена Цзинь-я-тай-цзы — княгиня Хун-лэ-нюй. Мария Стратулат передает многогранный образ героини, которая мудра и отважна, предупреждает любимого об опасности, но не имея возможности его остановить, следует за ним, разделяя трагическую судьбу. Героиня полна неожиданностей — не боится ради исцеления любимого проникнуть в мир духов, переодевается в мужскую одежду и храбро сражается с воинами царя Куань-Юна, проходит многочисленные испытания и в финале гибнет от подло пущенной слугой Куань-Юна (Сергей Рюмкин) стрелы. В конце спектакля, перед лицом потрясенного Путника и замерших в напряжении зрителей, погибшая Хун-лэ-нюй, ставшая духом водопада, одиноко, в вечной скорби, стоит на сцене среди павших воинов.

Спектакль "Легенда Уссурийского края"

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

Противостоит главным героям коварный царь Куань-Юн. Николай Тирищук сумел показать резкий контраст с Князем и Княгиней, его персонаж наполнен лицемерным пафосом, высокомерием, самолюбованием, его позы и жесты подчеркнуто театральны. Образ Куань-Юна напоминает гротескное представление на сцене восточных правителей анти-героев. Аналогично гротескно представлен его верный слуга. Благодаря игре Сергея Рюмкина, этот второстепенный персонаж обретает яркие индивидуальные черты, по сути, становясь главным злодеем Легенды. Перед зрителем возникает образ коварного и хитрого советника-царедворца, который унижается перед правителем и одновременно провоцирует на совершение подлых поступков.

Неоднозначным персонажем показан в спектакле Бог Лу-Ван-е. Благодаря игре Олеси Белоконь перед нами появляется дух, который стоит за гранью добра и зла, он вечно юн, смеется над потугами людей изменить Судьбу, но не скрывает от Князя истины, что все уходит, даже боги могут уйти, если в них перестанут верить "Горы не будет, меня не будет, ничего не останется". Слова Бога, не понятны героям, ведь они живут здесь и сейчас, но звучат пророчески для зрителей.

Спектакль "Легенда Уссурийского края"

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

Создание спектакля потребовало значительных совместных усилий сотрудников театра и приглашенных специалистов, которые не остались равнодушными к этой удивительной истории, вложив в нее часть своей души. Так, хочется отметить коллектив, принявший участие в материализации легенды, благодаря чему история получила оригинальный символический антураж. Художник-постановщик Петр Окунев (Мариинский театр) совместно с видео-художником Вадимом Дуленко (Мариинский театр) и художником по свету Сергеем Силко (Театр молодежи) создали многоуровневое сценическое пространство, которое позволяет легко делить планы и не мешает динамичным массовым сценам. 

Половина сцены представляет собой приподнятую к заднику сцены конструкцию, которая имитирует каменистый горный подъем, где среди серых мертвых камней пробивается редкая трава. Каменистая часть благодаря световым акцентам приобретает разнообразные оттенки, наполняя сцену цветовой динамикой, передавая как изменения в сценическом действии, так и внутреннее состояние героев. 

Спектакль "Легенда Уссурийского края"

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

Задник, на который проецируются изображения, создает бесконечное пространство сопок и туманов. Изображения апеллируют к традиционному китайскому жанру "гор и вод", где на шелке изображаются скрытые туманами горные пейзажи, передающие ощущение бесконечной вселенной и приводящие к осознанию того, насколько незначительно место человека в этом величественном мире. Среди пейзажей проявляются символы спектакля. Дракон, который ассоциируется с царем Куань-Юном, цветущее дерево, напоминающее персик, символ семейного счастья и брака как символ княгини Хун-лэ-нюй, белые лошади, ассоциирующиеся с князем Цзинь-я-тай-цзы. 

Отметим, что цветовая символика спектакля больше направлена на создание необходимого эмоционального фона, чем передает систему символов давно ушедшего народа. Так, белые одежды главных героев — князя Цзинь-я-тай-цзы и княгини Хун-лэ-нюй — символизируют чистоту и благородство, отражают их внутренние помыслы. Существуют сведения о том, что у маньчжуров и правителей династии Цинь белый цвет считался благородным и чистым, символизирующим горные вершины. В светлые одежды одеты и сопровождающие Князя. Царь Куань-Юн и его свита противостоит героям не только по сюжету, но и по цвету. Богатое красно-золотое одеяние Царя подчеркивает его власть, богатство, его внешний облик ассоциируется с китайской культурой, но красный цвет несет здесь значительный оттенок агрессии, утрачивая принятые в Китае положительные характеристики — именно в этом ключе трактуются одежды воинов и штандарты Царя. 

Спектакль "Легенда Уссурийского края"

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

Зрелищность и динамику постановке создают восточная пластика хореографических сцен (хореограф Валентина Дмитриева, ДВФУ) и сцен сражений (постановщиком боев выступил представитель федерации ушу Алексей Чагай). Так, сцены с изнеженными девами Удэхэ (Алена Устюжина, Анастасия Кошарнова, Анна Шевелева) соседствуют с схватками главных героев и воинов. Отметим также активное участие в спектакле артистов ансамбля современного танца "Контраст" ДВФУ, которые усилили пластическую составляющую спектакля.

"Легенда Уссурийского края" — это прекрасный подарок жителям и гостям Приморского края к юбилею Владимира Арсеньева, постановка, несомненно, найдет положительный отклик у зрителей любого возраста. В нем есть все для привлечения широкой публики — привлекательный визуальный ряд, динамичный сюжет, яркие кульминации, неожиданные развязки, философский подтекст. Особенность легенд и сказаний в том, что они универсальны по своей сути, позволяют разворачивать сюжет в контексте тех представлений, которые будут восприняты в настоящем. Поэтому постановка Театра молодежи — это, прежде всего, не столько погружение в аутентичную историческую эпоху, что по объективным причинам невозможно, сколько создание ощущения таинственного чжурчжэньского средневековья. Этот спектакль направлен на возрождение интереса к истории Приморского края и несет послание потомкам — жизнь скоротечна, даже Боги и горы исчезают в веках, но что же будет, если ничего не станет, не может быть, чтобы ничего не стало. 

Спектакль "Легенда Уссурийского края"

Спектакль "Легенда Уссурийского края". Фото: ИА PrimaMedia

Справка о рецензенте: Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года. 

Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"",  "Тенденции современного искусства".

Автор более 130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей. 
Подробнее: https://ussurmedia.ru/news/1106462/

https://ussurmedia.ru/news/1106462/

ПОДЕЛИТЕСЬ


Государственное автономное учреждение культуры "Приморский краевой драматический театр молодежи"

690091, Владивосток, ул. Светланская, 15а

Касса
+7 (423) 226-48-89

Билеты на VL.RU
+7 (423) 243-22-22

Присоединяйтесь


СДЕЛАЛ AIGER