Сегодня и завтра, 22 и 23 апреля, в Приморском краевом драматическом театре молодёжи (Владивосток) пройдёт премьера спектакля Филиппа Гуревича «Море. Звёзды. Олеандр» (16+) по одноимённой пьесе Марии Малухиной.
Постановка стала итогом работы, начатой на Тихоокеанском международном фестивале современной драматургии «Метадрама-2022», где Гуревич представил эскиз спектакля по пьесе «Море. Звёзды. Олеандр». С автором текста Марией Малухиной режиссёр работал в тандеме над «Ленинградскими сказками» Юлии Яковлевой в проекте РАМТа «Мастерская инсценирования», а до этого там же поставил другую пьесу драматурга — «Василиссу».
В отличие от сказочно-фэнтезийной «Василиссы», «Море. Звёзды. Олеандр» — простая и почти реалистическая история, построенная как диалог девочки-подростка Даши и её внутреннего голоса, который представлен в виде другой девочки. События, свидетелем которых южной ночью становится раздвоенная главная героиня, носят трагический, а в итоге и кровавый характер. И, в частности, Даше предстоит разобраться со своей ролью в отчасти нелепой истории с летальным исходом.
В версии Филиппа Гуревича жанром становится «история, в которой никто не виноват». О том, что это значит, и о том, как море и олеандр из пьесы перейдут в спектакль, Гуревич рассказал нашей редакции: «Эта пьеса привлекла меня давно — своей честной, доверительной интонацией. И это очень импрессионистичный, акварельный текст. То и другое нам хотелось бы сохранить и в спектакле. Поэтому было важно придумать простое и открытое пространство: девочка в огромном пустом мире, который её пугает. Это мир одиночества, „сидения под олеандром“. Визуально мы старались искать очень нежные оттенки и впустить в постановку много воздуха на всех уровнях.
Актёрски спектакль построен как система крупного плана с двумя девочками Дашами. Причём мы немного ломаем конструкцию пьесы Малухиной: хотелось сделать более сложносочинённую систему отношений со внутренним голосом, чтобы роли „рационального“ и „сомневающегося“ менялись, как это и бывает с человеком в жизни. От „крупного плана“ придуман и свет: локальные точки внутреннего монолога; расширения, связанные с флэшбеками; и третье, экзистенциальное „состояние море“. Недавно я шёл по Владивостоку и подумал: есть море — и ему всё равно. Мы, люди, переживаем, а море — это „абсолютный дзен“, константа. И оно примиряет тебя с собой, показывая, как зеркало, разницу между вечным и тем, что буднично и сиюминутно. Наверное, внутреннее взросление — это про принятие непоколебимых фактов: есть лето и море, есть война и смерть, а любовь — это любовь.
Мы с художницей Аней Агафоновой придумали такое „море“ из неровных листов нержавеющей стали, которые закрывают оркестровую яму и продолжаются через авансцену кривым рисунком. Но это море сознания Даши, а не буквальный образ. И как в пьесе много двойственного (тот же красивый и ядовитый олеандр), так и у нас: нержавеющая сталь — грубый материал, напоминающий про индустриальную агрессивную среду и взрослый мир. Но в нём постоянно отражаются блики, и они удивительно лёгкие, светлые, чувственные.
Это история про то, как важно иметь рядом с собой друга. Про то, что другом тебе может стать и твой враг. И прежде всего — про прощение. А ещё — про процесс принятия себя, про то, что бояться — это нормально. А наше неумение и нежелание выразить сковывающие нас страхи (чтобы не показаться, например, неудачником, особенно в подростковом возрасте) всегда приводят к трагедии или, по крайней мере, к травме. То, что не проговорено, только усугубляет ситуацию. И мы не играем в подростков, но пытаемся их понять. А когда герой спектакля Дима после смерти уходит в зал как в пространство неизвестного, на зрителей тоже сыплются лепестки олеандра. Потому что это не „что-то где-то“, а про сейчас и про нас. Мы ведь всегда пытаемся не отождествлять себя со страшными вещами — потому что боимся, что они могут коснуться и нас, это естественная реакция. Но здесь важно ощутить „единое поле“: это не про какую-то девочку, а про любую девочку — не дай Бог, конечно, но произойти такое может с любым».
Вместе с Филиппом Гуревичем над премьерой работают его постоянные соавторы — художник Анна Агафонова и художник по свету Павел Бабин.