Сцена показа «Форт фикшн». Фото И.КИРСАНОВА
Почти месяц длилось погружение в современный театр в «главном городе мира», как аттестуют Владивосток его жители: молодая команда Театра молодежи сочинила и провела фестиваль-лабораторию «Погружение». Наследуя «Метадраме», фестивальному проекту, придуманному драматургом Викторией Костюкевич вместе с Молодежкой в 2018 году, команда «Погружения» (ее моторы – режиссеры Павел Макаров и Антон Шефатов) развивает экспериментальный сегмент театра. А конкретно – практики театра горожан и, шире говоря, жизнетворческие практики.
Поделенный на три этапа (пре-программа, где были, в частности, «Последние. Они/Мы» выпускников ДВГИИ и «суперлекция» Дмитрия Крестьянкина; 1-я неделя с театром горожан в разных его ипостасях; и 2-я неделя с театром для детей и подростков), фестиваль заточен на работу с широким кругом людей. Все фестивали на свете так или иначе декларируют заботу о зрителях: фестиваль ведь всегда является городским праздником. Так фестивальное движение понимал Жан Вилар, придумавший в послевоенной Франции Авиньон специально для того, чтоб демократизировать искусство театра и помочь людям снова обрести вкус к жизни. Собрав под шапкой «Погружения» театральные и образовательные мероприятия, связанные с горожанами, со свидетельским опытом, с документальным текстом, Павел Макаров подал сигнал к коммуникации, к открытому диалогу с людьми и с городом через конкретных людей. Так и вышло – программа сайт-специфических, горожанских и прочих театральных проектов и разговоров вокруг них развернула нас, зрителей, к реальности и к проблемам ее репрезентации в театре.
Свою собственную работу с выпускниками актерского курса ДВГИИ – «Последние. Они/Мы» – Павел Макаров показал в превью фестиваля. Сыгранный в репзале, по этому случаю оклеенном обоями и застеленном советскими коврами, Горький превратился в тренажер для очень молодых людей, живущих в другой, чем 1908 год, реальности. Но связь с темным прошлым эти люди чувствуют и пытаются ее отрефлексировать с помощью своих личных историй про детство, готовящую ужин маму, складывающего оригами папу и слушание «Мумий Тролля» на подоконнике.
Уже потом, на спектакле Виталия Федорова «Блэк-бокс» – аттракционе с открытым микрофоном, меняющим голос человека до неузнаваемости – «Последние» вспоминались как попытка предъявления новой искренности, которая вживляется в тело драматического спектакля. И там, и там мы слышим рассказы о себе – но в «Блэк-боксе», представляющем из себя череду анонимных рассказов в темной комнате, размеченной кусочками флюоресцентной бумаги, люди выходили из зала на сцену в спонтанном режиме, действуя по интуиции или повинуясь острому желанию поделиться с другим своей травмой, опытом, открытием, секретом. У этих зрителей тоже появлялась роль – свидетельство, произнесенное из-за занавеса в микрофон-трансформатор, становилось маленькой пьесой, скетчем, монодрамой. Это превращение живого «дока» в театр для меня стало одной из внутренних тем фестиваля в целом: не случайно вокруг сайт-специфических проектов, сделанных Дмитрием Крестьянкиным («Форт фикшн») и Максимом Соколовым («Своими словами. Ученые») развернулась дискуссия по поводу этики обращения с чужим опытом и трансляции его на зрителей.
«Форт фикшн» придуман исключительно – манила поездка на остров Русский и хождение по старинным фортам, являющимся частью потаенной истории Владивостока, еще особо не освоенной туристически и музейно и потому сохраняющей свою аутентичность. Дмитрий Крестьянкин – важнейшая фигура современного социального театра и педагог-жизнетворец, работающий с детьми и подростками, имеющий опыт инклюзивного театра и размыкающий границы спектакля как такового. Свойства личности позволяют ему быть демократичным и одновременно артистичным проводником в мир сайт-спецификов. На острове Русский Крестьянкин тоже вел толпу людей по двенадцатому форту, комментировал, управлял нашим и театральным временем, словом, режиссировал изнутри. Прогулка по фортам была не вполне прогулкой – расставленные по точкам люди (горожане, свидетели, эксперты в разных областях жизни – много имен у этой категории «акторов») произносили вслух то, что хотели сказать. У кого-то оказалась заготовлена мини-история – личный опыт человек трансформировал в складный нарратив. Кто-то делился опытом потерь – как бывший директор школы и кавээнщик, горюющий о погибшем недавно ученике. Или как девушка, родившая ребенка вопреки желанию мужа. Или как другая девушка, многократно поступавшая в театральные вузы страны и собравшая коллекцию токсичных отзывов приемной комиссии о своем теле, темпераменте и потенциале. Переходы по темным влажным коридорам с красивыми арочными потолками становились движением по осколкам чужих жизней, судеб, переживаний. Но и давали возможность уходить от влияния рассказываемого, ведь форт изнутри полон таинственной жизни, не связанной напрямую с теми людьми, которые сейчас в нем находятся, оглушенные чувствами.
«Своими словами. Ученые» Максима Соколова и Анастасии Юдиной – это практически оратория в пространстве библиотеки ДВФУ, где партиями стали слова ученых. Тексты были созданы участниками драматургической лаборатории, которую вела Элина Петрова: в монологах и маленьких историях, сочиненных с опорой на реальный опыт, зафиксированы проблемные стороны работы и жизни современного ученого. Химики, экономисты, биологи из Владивостока говорят о трудностях карьеры, об устаревшем оборудовании в лаборатории, об опасности эксперимента и о собственной миссии, которая часто оказывается ведущей силой для человека науки. Прошиты эти свидетельства, которые артисты произносят, рассеявшись по пространству библиотеки, биографией знаменитой женщины-химика Марии Склодовской-Кюри. Все эти истории из прошлого и настоящего звучат, усиленные микрофонами, сливаясь в общий гул, пока все не кончается финальным молчанием Кюри, стоящей на столе и глядящей в морскую даль – окна библиотеки выходят на море.
Эффектная интервенция художников в пространство ДВФУ вызвала множество вопросов на встрече с публикой – на спектакль пришли и реальные, и потенциальные герои спектакля об ученых, которым было что сказать по существу. Встреча с собственной репрезентацией оказалась продуктивным опытом, кого-то фрустрировавшим, кого-то вдохновившим. Кажется, что генеральной темой фестиваля стала попытка поймать реальность в сети театра. Через импровизацию, как это было в «Театре-плейбек» Тимура Шарафутдинова, через анонимность «открытого микрофона», как в «Блэк-боксе», через личные истории, наложенные на героев пьесы, как в «Последних».
Разными способами театр впускает в себя «просто жизнь» в ее реальных координатах и фактуре. «Ученые» – важная для Владивостока тема, здесь много стратегически значимых научных институтов и институций, поэтому градус исследования, который был задан в этой работе, взволновал аудиторию. Меня тоже волнует, как глубоко может зайти художник, касающийся чуждой ему, мало знакомой территории. Что происходит с материей жизни, далекой от театра, когда театр работает с ней? В «Ученых» мерцание между док-свидетельствами сегодняшних научных сотрудников и дневниками Кюри было подвижным и размывало сам предмет. Но прекрасным побочным эффектом этого мерцания стал художественный образ, родившийся в библиотеке из волнообразных пересечений звуков, эха, гула, движений, всей бестелесной материи, которая в каком-то смысле равна занятиям наукой.
«Погружение» становится фестивалем-платформой – для горожан из разных, в том числе нетеатральных сфер жизни: они чувствуют нужду в самопрезентации и в диалоге с другими. Видя идеологическую сплоченность команды фестиваля, ее стремление к горизонтальности и открытость новому, я хочу запомнить этот момент – погружения в локальный контекст, желания работать вместе с городом и для города, видя в нем не абстрактную величину, а конкретных людей и ландшафты.
Кристина МАТВИЕНКО
«Экран и сцена»
Август 2024 года
https://screenstage.ru/?p=20313