Заведующая пошивочным цехом Приморского краевого драматического театра молодежи рассказала о создании костюмов, помощи людям и воплощении мечты. В этом выпуске героем нашей постоянной рубрики «Человек города» стала Лариса Зима – заведующая пошивочным цехом одного из самых известных театров Владивостока. О том, как превратить хобби в дело жизни, что нужно для создания идеального костюма и почему швея в театре должна хорошо разбираться в истории, читайте в новом материале газеты «В».
Врач-инфекционист
Путь Ларисы Зимы к должности заведующей пошивочным цехом в Приморском краевом драматическом театре молодежи был достаточно длинным и интересным.
В 17 лет, окончив школу, Лариса Геннадьевна точно знала, что хочет связать свою жизнь с помощью людям. Тогда она приняла решение строить профессиональную карьеру в области медицины.
– Моя профессиональная судьба сложилась достаточно неожиданно. Я помню тот важный момент, когда в 17 лет нужно было выбрать профессию. Я понимала – должна выбрать что-то важное, связанное с помощью людям. Мои родственники были врачами, мама – ветеринаром. Так я и связала жизнь с медициной, стала врачом-инфекционистом, – рассказала Лариса Зима.
Лариса Геннадьевна посвятила медицине 13 лет. За это время она прошла путь от врача стационарного отделения до заместителя главного врача по лечебной работе в Краевом центре профилактики и борьбы со СПИД.
– Этот период моей жизни длинный и крайне важный. 13 лет я посвятила профилактике и борьбе с ВИЧ, а также помощи ВИЧ-инфицированным людям. Я занималась проведением антиретровирусной терапии от вируса ВИЧ, позволяющей увеличить продолжительность жизни. Это большой путь, который воспитал. Он дал характер, он дал ответственность, – объяснила Лариса Зима.
Параллельно с работой в Краевом центре профилактики и борьбы со СПИД Лариса Зима занималась своим любимым хобби – шитьем.
Как рассказала заведующая пошивочным цехом, созданием одежды она начала заниматься еще в юности.
– В детстве я ходила в кружок мягкой игрушки. Чуть позже мама познакомила меня со швейной машиной. Тогда я искренне полюбила эту деятельность, шила одежду все школьные годы. Не отказывалась от этого даже во время учебы в медицинском университете и работы в Краевом центре профилактики и борьбы со СПИД. Шитье сопровождает меня всю жизнь, – пояснила Лариса Геннадьевна.
Позже в медицинском учреждении началась реорганизация, а дочь Ларисы Геннадьевны пошла в первый класс. Тогда будущая заведующая пошивочным цехом поняла, что нужно взять перерыв.
– Началась реорганизация. Тогда я почувствовала, что мне тоже требуется некая перезагрузка. Ребенок подрос, собирался в школу. Я понимала, что дочери нужна моя поддержка, и решила взять перерыв. Но вот долго без работы не смогла. В тот момент я подумала: «А почему бы не попробовать поставить свое хобби на профессиональные рельсы?» Поступила в нынешний ВВГУ в Колледж индустрии моды и красоты, получила средне-профессиональное образование по специальности «конструктор-технолог», – рассказала Лариса Зима.
После этого Лариса Геннадьевна устроилась в ателье, получила там «профессиональную закалку». Далее она начала заниматься индивидуальным пошивом. Все изменилось в день, когда Ларисе Зиме пришло крайне интересное предложение.
– Я работала на себя, но в какой-то момент остро почувствовала, что мне не хватает социальной значимости. И вот, видимо, когда моя необходимость в чем-то большем, чем просто индивидуальный пошив, достигла максимума, пришло интересное предложение. Будто знак свыше. Мне предложили отправить резюме в Театр молодежи. Это было неожиданно. Я пришла на собеседование и сразу же почувствовала, что буду здесь работать. И меня приняли, – объяснила Лариса Геннадьевна.
На сегодняшний день Лариса Зима имеет почти 12 лет стажа в швейном деле. Пять из них она посвятила работе заведующей пошивочным цехом в Приморском краевом драматическом театре молодежи.
– Как только я трудоустроилась, сразу начала совмещать две должности – заведующей и конструктора-технолога. На данный момент вместе с коллегами я создала костюмы для 25 спектаклей. Для меня это большой профессиональный опыт, – рассказала Лариса Зима.

Театральное закулисье
За каждым спектаклем стоит не только кропотливая работа актеров и режиссеров, но и огромный труд бутафоров, гримеров и, конечно, швей.
Лариса Зима является заведующей пошивочным цехом. Ее должность предполагает массу задач, каждая из которых напрямую влияет на успех того или иного представления.
– Я руковожу деятельностью швейного цеха, занимаюсь разными организационными вопросами, обеспечиваю техническое обслуживание ресурсов, взаимодействую с разными службами, контролирую работу по пошиву костюмов. При этом я также явлюсь конструктором-технологом, обеспечиваю цех тканями, раскраиваю костюмы по эскизам, конструирую их детали и потом передаю швеям. Мы, собственно говоря, руки театрального художника. Нашими руками эскизы приобретают реальное воплощение, – рассказала Лариса Геннадьевна.
По словам заведующей пошивочным цехом, создание костюма – достаточно долгий, но крайне интересный процесс. Он включает в себя несколько условных этапов.

В первую очередь проводится технический совет.
– Во время технического совета собираются заведующие цехами, режиссер, художник по костюмам, художник-постановщик, художественный руководитель, директор театра. Все ознакомляются с эскизами костюмов, с декорациями, которые будут выставлены на сцене, в целом узнают идею спектакля. Потом распределяются задачи, каждый узнает подробности о своей части работы, – объяснила Лариса Зима.
На следующем этапе Лариса Геннадьевна знакомится с эскизами, отбирает ткани в магазинах, утверждает их с художником по костюмам – так запускается пошивочный процесс.
Далее начинается волшебство. Ткани готовят к работе, раскраивают, создают костюм. Самая интересная часть – первая примерка.
– На первой примерке интересно наблюдать за тем, как актер знакомится с костюмом. В это время, как правило, идет подготовка к спектаклю, актер начинает понимать свой образ. И тут он надевает костюм. Ты тут же понимаешь, что он вкладывает в костюм. Наблюдаешь, как меняется лицо актера, эмоции, речь. Нередко мы даже советуемся с актером, чтобы лучше понять его роль и то, что он хочет донести до зрителей, – рассказала Лариса Геннадьевна.
Стоит отметить, что костюмы создаются по эскизу театрального художника. Пошивочному цеху необходимо как можно точнее передать идею и настроение. При этом швеям, являющимся и художниками-модельерами, необходимо знать историю того или иного костюма.
– Обязательно нужно знать историю костюма, чтобы правильно конструировать, чтобы правильно отшивать. Например, те же мужские кафтаны XVIII века, называвшиеся тогда «жестокор». Много кафтанов мы сшили для спектакля «Слуга двух господ» (режиссер Павел Макаров, художник Петр Окунев). Их особенность – в плотном облегании по фигуре с расширением книзу, где в боковых швах находятся веерные складки. Костюм приобретает форму треугольника, сужаясь в верхней части тела. Узкий рукав с высокими манжетами подчеркивает изящность и галантность той эпохи. Украшением этих кафтанов часто служили застежки или пуговицы. А вот, посмотрев спектакль «Морозко» (режиссер Павел Макаров, художник Наталья Павлова), можно познакомиться с русским сарафаном. Он является результатом трансформации мужского кафтана, у которого были прорези на плечах. С течением времени рукава ушли, плечи сузились до лямок. Сарафан вошел в обиход женщин, приобретая различные конструктивные особенности, – объяснила Лариса Зима.
“Слуга двух господ”
Как отмечает Лариса Геннадьевна, как раз с историческими костюмами работать интереснее всего.
– Самые интересные для меня, пожалуй, исторические костюмы. Где нужно изменять силуэт. Например, фижмы (каркас, вставлявшийся под юбку в женской модной одежде XVIII и начала XIX века. – Прим. ред.) мы создавали уже очень много раз в самых разных интерпретациях. Создавали и рыцарские доспехи, и кожаные высокие сапоги, и ботфорты. Для постановки «Два солнца», основанной на легендах малочисленных народов Дальнего Востока, мы работали с мешковиной. Сделали плащ так, будто он испытывал контакт с травой, с землей, прошел вместе с героем множество испытаний, – отметила Лариса Зима.
Буратино, спектакль “Золотой ключик”
Еще одно важное качество костюма – стойкость. Чтобы «пережить» множество спектаклей, костюмы создаются из прочных тканей. При этом они должны быть удобными, а нередко и быстроснимаемыми.
– Люблю работать с натуральными тканями. Например, лен. А в новогоднем спектакле «Золотой ключик» (режиссер Андрей Трофимов, художник Павел Оглуздин) наш цех работал с фетром. Он использовался в большинстве костюмов, в том числе в костюме Буратино. Фетр позволяет показать необходимую форму и насыщенный цвет. Также мне нравится работать с фактурами – шелк и натуральные ткани или смешанные полотна. Часто используем и портьерные ткани. Они уплотняются натуральными, чтобы повысить износостойкость костюма. А если его необходимо будет быстро снять, то мы добавляем длинные молнии или липучки. Кажется, что костюм многослойный, но на самом деле он представляет собой единое целое, – объяснила Лариса Геннадьевна.
Бывают у пошивочного цеха Приморского краевого драматического театра молодежи и достаточно необычные задания. Например, создать медведя или целый шатер.
– Мой самый необычный опыт работы – создание шатра для спектакля «Два солнца» (режиссер Дмитрий Шишанов, художник Никита Запаскин). Необходимо было сделать шатер 7 на 7 метров из материала тайвек. Он очень жесткий и похож на бумагу. Мы шили его на втором этаже, в холле. У нас была бытовая швейная машинка, потому что мы бы просто не смогли принести туда промышленную. И вот сшивали эти полосы, делали конусовидные дольки. Еще одна интересная работа – туловище медведя. Бутафоры сделали голову, а я работала с мехом, создавая тело. Чтобы получилось максимально реалистично, я нашла фотографию медведя, смотрела на него, вспоминала. В итоге все получилось очень даже хорошо, – рассказала Лариса Зима.
Шатер, спектакль “Два солнца”
Как сказала Лариса Геннадьевна, каждый костюм – произведение искусства. Он несет в себе эмоции, историю, становясь проводником в другое место, другую эпоху.
– Для меня костюм – это единое целое с актером. Герой, которого представляет актер, его роль, она неразделима с костюмом. Костюм помогает актеру выразить свой образ, донести до зрителей эмоции, контекст. Мы должны подготавливать все вовремя, чтобы костюм начал жить вместе с актером во время репетиций. Когда актер его надевает, выходит в нем на сцену, они становятся неразрывно связанными, – отметила Лариса Геннадьевна.

Ответственное производство
Воплощение эскизов, поиск тканей, создание костюмов, примерки с актерами и художником по костюму, помощь в пошиве декораций – всем этим занимается пошивочный цех театра. По словам Ларисы Зимы, все это не просто творческий процесс, но и огромная ответственность.
– Театр – это, с одной стороны, волшебство, а с другой – ответственное производство. Здесь ответственны за то, чтобы воплотить авторский эскиз, чтобы актер прочувствовал образ. Костюм должен быть понятен зрителю и удобен актеру. Я думаю, что медицинская закалка помогает мне до сих пор. Стрессоустойчивость, терпение, выдержка. Театр, он, конечно, случайных людей все-таки отторгает. Если ты ответственен, искренен и собран, то он тебя принимает, – подчеркнула Лариса Геннадьевна.
Как мы сказали ранее, при выборе профессии Лариса Зима руководствовалась тем, насколько она полезна для людей. Сменив медицину на театр, она не отказалась от этого принципа, а совместила его со своим любимым делом.
– Спектакли ведь тоже помогают людям, они позволяют в какой-то степени познать человеческий дух. Возможно, посмотрев нашу постановку, проблемы зрителя уйдут в сторону, станут не столь существенными. Или, допустим, наш спектакль «Связи» (режиссер Антон Шефатов, художник Павел Оглуздин), направленный именно на профилактику разных зависимостей. Там четко прослеживается сложный путь, который проходят зависимые люди. Чем это не профилактика ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма? Моя помощь через создание костюма, в котором играют актеры, заключается в том, чтобы помочь найти какие-то смыслы в жизни, сформировать принципы и цели. Театр позволяет мне создавать волшебство, – подытожила Лариса Геннадьевна.

Ольга ВОРОТНЯК
Фото Алексея ВОРОНИНА, Игоря КИРСАНОВА, Марии СМИТЮК и Валентина ТРУХАНЕНКО
Источник: «Владивосток»