Два с половиной года у руля Приморского краевого театра молодёжи стоит Игорь Селезнёв. За время его директорства театр заставил говорить о себе достаточно громко. Спектакли молодёжного театра хвалят и о них спорят, они собирают аншлаги и у кого-то вызывают недопонимание. Но, несомненно, Театр молодёжи заработал себе немало поклонников тем, что внёс интересный, свежий ветер в театральное, да и в общее творческое поле Приморья: Тихоокеанский фестиваль современной драматургии «Метадрама», открытие экспериментальной малой сцены, читки, зрительские обсуждения, новые подходы к постановкам и недавно открывшийся Театральный дворик – это всё проекты Театра молодёжи.
ИА DEITA.RU директор Приморского театра молодёжи Игорь Селезнёв рассказал о сложностях и их преодолении, о зрительской поддержке, о команде и о любви, о философском подходе к жизни и оптимизме, а также о том, в каком случае руководитель должен встать и уйти.
– Игорь Леонидович, почти пять месяцев из-за режима ограничения в театре не было зрителей. Что Вы почувствовали, когда недавно, на открытии Театрального дворика, увидели аншлаг?
– Не побоюсь этого слова – счастье. Люди, которые работают в театре (как, наверное, любой человек, который любит свою профессию, занимается любимым делом), порой готовы отдать всё ради того, чтобы дело шло в правильном русле, чтобы был результат. А мы, театр, – мы работаем для кого? Для зрителя! Сегодня мы видим, что в кассу приходят наши зрители и, вступая в диалог с кассиром, рассказывают о своих впечатлениях о театре. Это очень приятно и очень важно для нас. Мы, безусловно, дорожим каждым зрителем.
Возвращаясь к вопросу – что я почувствовал? Я стоял во дворике с нашими артистами, и видел, как вошла волна людей, когда открылись ворота. А потом я поднялся на сцену и увидел количество зрителей… это не передаваемо! Я видел слёзы радости на глазах у своих коллег, мы же все этого ждали.
– А если бы не было этой экстремальной ситуации с карантином, в которую мы все вошли, и которая остановила привычное движение, Вы бы открыли Театральный дворик? Это я спрашиваю от имени зрителей, ведь мы, зрители, вдруг получили новую творческую площадку.
– Открыли бы. Идея Театрального дворика витала очень давно. Мы говорили о новых локациях, о новых площадках, с Лидией Михайловной Василенко, художественным руководителем, неоднократно возвращались к возможности реализации этого проекта. Для меня, как руководителя, важна каждая мелочь, и мы оставляли этот проект на перспективу, когда пройдёт капитальный ремонт – в проектно-сметной документации уже заложены средства на благоустройство территории нашего дворика.
И вот настал момент – нам дали возможность открыться для встречи со зрителем, и мы моментально отреагировали. Закрыли глаза на ту же проблему с отсутствием асфальтового покрытия, подготовили всё недели за полторы. Наши артисты очень креативные ребята, и мы с художественным руководителем постоянно ищем идеи, устраиваем мозговые штурмы. Мы все вместе родили этот проект – Театральный дворик. Собственными силами зацементировали какую-то площадь, чтобы создать более ли менее комфортные условия для зрителя, чтобы он не по щебёнке ходил, не по разбитым камням. Сделали это своими силами, благодаря нашим зрителям, которые поддержали нас и с финансовой стороны. Если честно, те, кто поддержал нас, просили об этом не рассказывать, но я это уже озвучил на открытии.
– Даже так, поддержали зрители? Настолько заинтересованы в театре?
– Ещё в самом начале карантина, когда театры только закрыли, к нам стали обращаться зрители с поддержкой и предложением помощи. Нас спрашивали: «Как мы можем помочь театру в сегодняшней ситуации?» Такой у нас благодарный зритель. На тот момент мы сказали: спасибо огромное, правительство края, губернатор, нас не оставили. И уже позже мы приняли поддержку зрителя, за что огромное спасибо! Так мы создали проект – Театральный дворик.
– Если отмотать назад и вернуться в конец марта, в то время, когда стало известно, что театр будет закрыт на неопределённый срок, и я опять обращусь к чувствам – что Вы в тот период переживали?
– Я даже не хочу говорить об этом, это ужасно. У меня первая мысль – о своём коллективе. Артисты не привыкли сидеть без работы, цеха так же. Театр – это живой организм, он постоянно работает. И первое, что возникло в моей голове – что дальше? Но я не имею права сдаваться и опускать руки, и мы с художественным руководителем стали думать о каких-то проектах, о дистанционных возможностях. И нашли выход из ситуации – организовывали онлайн встречи со зрителями, интервью с режиссёрами, приняли решение показать пять спектаклей. Первым в онлайн показали спектакль "GROZA2059", затем "Горка", "Шум за сценой", "Ревизор". "Волшебник изумрудного города» мы подарили деткам на 1 июня. Встречи с режиссёрами, где зрители могли задавать им вопросы, прошли на "ура". Театр ни в коем случае не стоял на месте, и мы всегда были на связи со зрителями.
Я находился на рабочем месте с утра до вечера, к нам поступали звонки по телефону, звонили зрительскому отделу, руководителю Ольге Борисовне Юренко. Конечно, была большая проблема с возвратом денег за билеты. То, что в наших силах, за билеты, проданные через кассу, мы смогли вернуть. То, что было продано через онлайн, это, конечно, большая проблема. До сих пор есть денежные средства, которые зрителям так и не вернули. Но это не наша вина. Деньги за билеты напрямую, через систему "Единое поле", поступали в компанию Унифилд, город Москва. Сейчас есть много театров, которые по этой же причине до сих пор не вернули деньги зрителям.
– Прошло несколько месяцев, и что-то уже восстанавливается. Есть ли в пройденных сложных ситуациях какой-то новый ресурс для театра?
– Наверное, есть в том, что мы освоили новую форму работы, увидели, что какие-то проекты можно делать и в онлайн режиме. Для нас это новые возможности, хотя живого общения со зрителем не заменит ничто. Самое главное – мы не стояли на месте, искали, находили, реализовывали, получали от зрителя обратную связь. Мы оказались заложниками ситуации. Чтобы не опускать руки, важно было включаться оперативно, быть мобильным, и мы приняли новый формат. Я очень признателен своему коллективу!
Ничего в этой жизни не бывает просто так. Я стараюсь на все вещи смотреть философски, смотреть в будущее с оптимизмом. Я никогда не забуду первый день, когда пришел в этот театр. Я думал, меня не хватит надолго.
– Интересный момент... почему?
– Ну, потому что было достаточно проблем, которые необходимо было решать.
– Проблемы какого характера? Больше технического или психологического?
– И психологического, и технического. И мы смогли их решить и преодолеть, опять же, благодаря единению коллектива, команды. Я считаю, что мы это сделали, потому что сегодня результат на лицо.
– Что происходило для Вас в те первые дни Вашего пребывания в этом театре – в Театре молодёжи?
– Я же прекрасно понимал проблемы театра, понимал, что есть очень много вопросов, которые ни в коем случае нельзя откладывать в долгий ящик, что их нужно будет решать. Решать оперативно. В плане того же репертуара. Но, опять же, всё, что сделано за эти два с половиной года, это сделано благодаря команде. Я не привык вешать себе ордена на грудь, ни в коем случае. Один в поле не воин. Руководитель может подавать идеи, так же, как и мои коллеги: а вот есть идея, а вот давайте посмотрим, поработаем, давайте подумаем. Театр – искусство коллективное.
Коллективом, который сегодня составляет Театр молодёжи, я, как руководитель, горжусь. Горжусь каждым человеком. В театре не бывает случайных людей, а если попадают, то уходят, не задерживаются. Театром нужно жить, театру нужно отдавать себя полностью. Мы в театре проводим больше времени, чем дома, мы живём своей профессией, живём своим любимым делом и отдаёмся ему полностью.
Я люблю свой коллектив и дорожу всеми. Если у руководителя другое отношение к коллективу – встань и уйди. Так же, как и любовь к зрителям. Зрителя тоже нужно любить, и в тоже время не идти у него на поводу. Обратите внимание на сегодняшний разноплановый репертуар нашего молодёжного театра. У каждого спектакля есть свой зритель. К примеру, я зритель, меня впечатлил один спектакль и не впечатлил другой, и это нормально. Мы порой слышим разные отзывы: «А я пойду ещё раз на этот спектакль, а на этот не пойду, хороший, но, не моё…». Ещё раз повторюсь: репертуар в театре должен быть разноплановый, и первым делом, придя в Театр молодёжи, я пересмотрел репертуарную политику, которая была ранее.
– Тогда расскажите нам о нынешнем репертуаре, что нового в ближайшее время можно увидеть в театре?
– Мы продолжаем работать с нашим новым проектом, который запустили, и я считаю, что запустили мы его очень удачно, это Театральный дворик, и у нас ещё пройдут две читки, по 17 сентября включительно.
Далее – на выходе премьера, которая состоится 12, 13 сентября, это наш долгожданный спектакль «Анна Франк», режиссёр-постановщик Виталий Дьяченко возобновил по нему работу.
Впереди премьера «Кошкин дом», 27 сентября, ставит его Лидия Василенко.
В сентябре мы приступаем к репетициям спектакля «Юл Бриннер». Его ставим по федеральному гранту, выпуск в ноябре. Постановочная команда Москва – Санкт-Петербург, режиссёр Талгат Баталов, многим нашим зрителям он знаком по эскизу «Человек из Подольска» который он сделал на фестивале «Метадрама» в 2019 году. Пьесу «Юл Бриннер» написала Виктория Костюкевич, наш владивостокский драматург.
Далее, в ноябре, мы едем на Дальневосточный фестиваль, в Хабаровск, со спектаклем «Горка». Потом в Москву, на международный фестиваль «Золотой Витязь», пока всё в силе, это последние числа ноября – начало декабря, повезём спектакль "GROZA2059".
И к новому году у нас два спектакля. Нашего юного зрителя мы всегда радуем новогодними премьерами, которые также войдут в репертуар театра.
Автор: Ирина Павленко