Мы уже рассказывали о том, что главный герой — сам Юл Бриннер на сцене так и не появится. Драматург, автор пьесы Виктория Костюкевич и режиссер Талгат Баталов сразу же решили — никто из актеров театра молодежи играть Юла Бриннера не будет.
— Наша с Викой идея была в том, что мы вынимаем героя, не показываем его на сцене — и в отсутствие героя все его вспоминают, все о нем говорят… И из этого зритель должен составить портрет своего Юла Бриннера, стать на какое-то время Юлом Бриннером, подключиться к происходящему, — рассказывает Талгат Баталов. — Никакой артист Юла Бриннера не играет. Юл — это же уникальная личность с яркой неповторимой внешностью, такие люди делаются штучно, повторить их невозможно и даже глупо, в этом нет никакой необходимости. Словом, Юл на сцене присутствует все время, просто его не играет никакой артист.
Знаете, в пьесе есть такая фраза Рока Бриннера: «Отца дома было мало, но разговоров о нем было много». Юл так и жил — даже если его не было в помещении, все разговоры шли о нем…
Талгат рассказал, что работа над спектаклем во многом стала необычным опытом для актеров театра молодежи. Например, тот факт, что драматург присутствовала практически на каждой репетиции, мало того — все время меняла текст…— Мы шесть раз переписали текст, пока репетируем, — улыбается Талгат Баталов. — Мы сохраняем суть и главное в истории, но меняем текст под нужды спектакля, конкретных артистов, понимая рождающийся темпоритм. Актерам нелегко приходится, но что поделать, мы живем в мире мобильности… У них даже шутка родилась: «Когда мы выучим текст? К премьере!».
Актерам действительно приходилось на репетициях нелегко, одно только освоение декорации — самой масштабной в истории театра молодежи (8,5 метра*7 метров*3,5 метра), придуманной художником-постановщиком Натальей Черновой и Талгатом Баталовым.
— Ух, бывает непросто по ней вверх-вниз, — говорит актер Иван Синицын, но — но мы говорим сами себе: «А вот Бриннер бы это сделал!». И делаем.
— Современный театр — универсальное пространство, — поясняет Талгат Баталов. — Пьеса сама по себе довольно кинематографичная, монтажная, там много перемещений по времени, по местам действия. И декорация — как некий такой зиккурат, как подъем к вершинам и в то же время как падение; одновременно — как отсыл к декорациям тех фильмов, где снимался Юл (а в 50-е любили такие вот масштабные штуки в фильмах использовать). Я стараюсь избегать слова «метафора», но каждый в этой декорации увидит свое.Желание режиссера подтолкнуть зрителя к изучению истории Владивостока, его тайн, его легенд поддерживает и руководство театра.
— Идею Талгата Баталова поставить такой спектакль мы сразу же поддержали — потому что это ново, интересно, а театр молодежи поддерживает все новое, мы за эксперименты, — сказал Игорь Селезнев, директор театра молодежи. — Также нам близка и понятна сверхзадача постановки, ведь одна из целей работы театра молодежи — познакомить юного зрителя с историей Дальнего Востока, Приморского края, города Владивостока, задача воспитания патриотизма…
Кстати, как подчеркнул Игорь Леонидович, театр на эту постановку выиграл грант федеральной программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке.
— Хочу сказать, меня очень впечатляет то, что сегодня делает театр молодежи. Несколько дней назад мы с детьми приходили сюда на спектакль «Анна Франк», получили невероятные эмоции. И я поняла, что театр молодежи делает правильные вещи, которые сегодня очень нужны нашей молодежи, нашим современникам, — отметила Алена Даценко, директор Приморской краевой картинной галереи. — И постановка спектакля о Юле Бриннере — именно из таких вещей. Тема Юла проходит в нашем городе как-то боком, в основном в дни кинофестиваля о ней вспоминают, а ведь это личность достойная музея, мы — владивостокцы — имеем право гордиться тем, что в нашем городе родился такой человек.