Эта история, в которую мы вошли на Метадраме, о реальных событиях – владивостокской дорогой, которой прошла наша группа, в декабрьский день 1938 года шел поэт Осип Мандельштам в колонне заключённых. Аудио-променад «ОМ» вошел в программу III Международного Тихоокеанского фестиваля современной драматургии Метадрама, сообщает ИА DEITA.RU.
Мы встретились 4 июня поздно вечером на станции 2-я Речка (Владивосток), именно сюда в тот декабрьский день 38-го прибыл вагон с заключёнными. Нас около сорока человек разных по возрасту. У каждого в руках заряженный телефон, с которого, зайдя на сайт, мы подключаемся к записи аудио-спектакля «ОМ» (Осип Мандельштам). Нажимаем на «пуск»: в наушниках раздаётся звук скрежета открываемого вагона и голоса, голоса, голоса…. Воспоминания, письма, желания, надежды… Мы двинулись в путь, и всё время, пока идём, нас сопровождает рассказ.
Фестиваль Метадрама знакомит участников с разными формами современного театра, порой необычными – нет зала, нет статичного места – театральными пространствами становятся разные территории, в нашем случае это дорога – путь. Мы идём в своём времени – июнь 2021-го, слушая рассказ из их времени – 1938-го, дорога ведёт нас в места, где тогда были пересылочные лагеря. Сейчас здесь обычные городские кварталы.
Когда мы прошли уже большую часть пути, где-то в районе улицы Ильичёва, ко мне обратился мужчина, он с маленьким мальчиком шёл нам навстречу:
– Простите, а что это, куда люди идут? Я молча, через наушник, дала ему послышать текст.
– Мандельштам…, – задумчиво и удивлённо сказал он, – я знаю о нём. А почему вы идёте?
– Мы идём дорогой, которой когда-то шли они, и слушаем текст о них – это аудио-спектакль в пути.
Мужчина как-то очень внимательно посмотрел на меня.
– Спасибо, что рассказали, – сказал он, и, взяв сына за руку, пошёл дальше, наверняка домой, уже было поздно.
Проект аудио-променад «ОМ» задуман и воплощён приморским драматургом Викторией Костюкевич. Текст, записанный как аудио-спектакль, Виктория собрала из документов – писем и воспоминаний о Мандельштаме разных людей, знавших его. Записали аудио-спектакль актёры Приморского краевого театра молодёжи.
Последняя часть нашего пути пошла круто вверх, неизвестно точно, как полегал тогда их путь, и дошли ли они именно до этого места. Но спектакль - это не историческая экскурсия, его цель – дать нам почувствовать, пережить, задуматься.
А стоило ли проходить по этому пути, ведь можно было прослушать аудио-спектакль и дома, в комфорте, сидя на диване? С этим вопросом я подошла к участникам променада, к людям, с которыми вместе более часа мы шли и проживали человеческую историю, слушая её через наушники.
Владислав, 19 лет.
– Какое у вас впечатление?
– Это было необычно и вызвало у меня интерес в историческом плане.
– Как думаете, можно было послушать этот текст дома, обязательно ли надо было идти?
– Можно было бы и дома, но, чтобы получить полноценный спектр эмоций, надо было пройти этот путь. Когда идёшь и параллельно в наушниках слушаешь шаги, восприятие меняется. Если бы я слушал это сидя на диване, то воспринимал всё совсем иначе. А тут пробивает на эмоции и на подумать. Хорошо, что мы прошли этот путь.
Павел и Софья, 34 года.
– Какое у вас впечатление?
– Очень впечатлило.
– Что именно.
– Сама трагическая история Мандельштама.
– Вы знали об этом раньше, о том, что Мандельштам погиб во Владивостоке?
– Нет, эту историю я услышал впервые.
– Как считаете, этот спектакль можно было бы прослушать просто дома.
– Можно, – с сомнением говорит Павел, – но атмосферой пропитываешься на месте событий.
Иван, 31 год.
– Как вы восприняли эту историю?
– Это трагедия, как её можно ещё воспринять?
– Вы знали о Мандельштаме?
– Да, конечно.
– Всё же мы сейчас на фестивале Метадрама и говорим о формах театра. Как думаете, есть разница: прослушать этот текст в помещении, или пройдя по этому пути?
– Разница здесь ключевая. В помещении это тоже будет произведение, но оно будет другое и про другое. А здесь есть возможность прочувствовать на собственном теле то, что это были живые люди со своими желаниями, планами и их так вырвали из жизни. И даже хорошо было то, что где-то тротуары у нас разрушены и это нам мешало идти. Как подумаешь, что было тогда, и как они шли… да ещё зима с нашими ветрами… То, что мы своими ногами прошли это путь – важная часть этого проекта.
III Международный Тихоокеанский фестиваль современной драматургии Метадрама прошёл во Владивостоке с 1 по 6 июня. За это время состоялось 20 творческих событий, были представлены различные формы современного театра, в том числе созданы новые проекты в режиссёрских лабораториях. Метадрама - совместный проект Приморского театра молодёжи и приморского драматурга Виктории Костюкевич.