75 лет на службе у Синей птицы. Авторская рецензия на спектакль Театра молодежи

Авторская рецензия на спектакль Приморского краевого драматического театра молодежи

 

https://primamedia.gcdn.co/f/main/2693/2692299.jpg?65e5d7936c3efc0dc5b4c6a2c1262c33

Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

В честь своего 75-летнего юбилея Приморский краевой драматический театр молодежи представил зрителям биографическую театральную фантазию Ольги Потаповой по канве сказки Мориса Метерлинка "Синяя птица" (режиссер-постановщик Виталий Дьяченко, художник Петр Окунев, премьера состоялась 25-26 сентября 2021). "Синяя птица" часто ассоциируется с детским театральным репертуаром и появление постановки в Театре молодежи выглядит естественным и ожидаемым. В то же время "Синяя птица" — сказка не только для детей, в нее Метерлинк помещает совсем не детские размышления о том, что есть счастье, как оно мимолетно и неуловимо, как трудно его найти и легко потерять. Действительно, что делает человека счастливым?

Театр молодежи выбрал эту символическую историю, увидев в ней не только квест-бродилку о двух наивных детишках Тильтиль и Митиль, которых подозрительная во всех смыслах фея Берилюна отправила на поиски пресловутой Синей птицы в лучших традициях "принести то — не знаю что", но и повод взглянуть на самих себя, на свой творческий путь и понять для чего и ради чего все эти годы жил и работал Театр Молодежи. 

Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Спектакль состоит из нескольких эпизодов-интермедий, которые завязаны на логике развития сказки Метерлинка. Не потерять логическую нить помогают появляющиеся на темном фоне экрана-задника имена героев, места, куда они отправляются в соответствии с сюжетом. Здесь будет "Страна воспоминаний", "Лес", "Сады Блаженств" и т.д., но содержательное наполнение истории приобретает причудливые, как и положено в сказке, очертания. Этому также способствуют возведенные на сцене и в зрительном зале строительные леса, как символ постоянных перемен, движения и развития; костюмы серых оттенков с всплесками на них ярких брызг красок, которые отражают чистоту детского восприятия, умение увидеть скрытое в обыденном. 

Мы, зрители, с интересом наблюдаем за действиями актеров на сцене, пытаемся проникнуть в закулисье, но не задумываемся над тем, что актеры тоже наблюдают за нами со сцены. Непринужденная возня в зрительном зале тонко подмечена главными героями спектакля Сергеем Рюмкиным и Дарьей Мухортовой. Современные зрители-подростки уже не особо верят в чудеса, фей и прочую чепуху, поэтому с сомнением поглядывают на гротескную театральную Фею (Екатерина Серебрянская), которая пытается их вовлечь в уже порядком приевшийся интерактив. Но каждый опытный актер Театра молодежи точно знает, как подловить искушенных современной цивилизацией деток и заставить их поверить в чудо: где бусинка с люстры вдруг станет волшебным артефактом перемещения во времени, старинная птичья клетка заставит ощутить жизненную необходимость пуститься в авантюру под названием "поиск Синей птицы", а сложенная из синей бумаги птичка вдруг покажется настоящей Птицей Счастья. Никогда не берите у незнакомых людей подозрительные предметы. Никогда! Иначе рискуете оказаться в сказке, став Тильтиль и Митиль, что, собственно, и происходит с главными героями.Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Но без риска не бывает приключений, и ребята отправляются в увлекательное путешествие по прошлому Театра молодежи, пытаясь найти заветное "синее счастье". В "Стране воспоминаний" они оказываются во Владивостоке 30-х годов XX века, когда силами энтузиаста Бориса Мильмана (Иван Синицын) был создан первый детский театр, где роли, декорации и костюмы создавались в том числе и детьми. Удивительно, но именно Б. Мильман единственный в спектакле, кто на вопрос Тильтиль и Митиль не видел ли он Синюю птицу, как фокусник, достал из кармана нечто, что воплотилось в бумажную Птицу. Эта птица, как символ условности театрального искусства, для детей была настоящей! Видимо в ту далекую эпоху режиссер сам верил в возможность чудес и на самом деле пытался "сказку сделать былью", воплотить в реальность детскую мечту. Но вот окрыленные дети возвращаются в настоящее с Птицей, а Фея пренебрежительно отмахивается — какая же это Синяя птица, ерунда одна. Другая эпоха, другая реальность, другое счастье.

Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Новый виток путешествия "Лес". На сцене 1946 год репетиция сцен из знаменитого спектакля "Как закалялась сталь" по роману Николая Островского. Лес тут присутствует, в деревянных досках-шпалах, которые символизируют строительство узкоколейки от лесозаготовок до станции, чтобы привезти топливо для замерзающего поселка. Постоянные срывы поставок, подвиг строителей, которые преодолевая голод, болезни и замерзание выполняют свой долг. Ключевыми фигурами становятся Павел Пятыров, Герман Авеличев и Игорь Смирнов, которые по очередному дублю прогоняют сцены из спектакля. Режиссер (Вадим Замараев) в ярости — 31 декабря, премьера через несколько часов, а спектакль не готов! Спасти ситуацию и заодно актеров может только чудо, например явление Иосифа Сталина, который поздравляет всех с Новым годом (на экране появляется фраза-намек, что это не Сталин, но зрители и сами легко узнают в легендарном образе Анатолия Мягких). 

Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Пафосный монолог Павки Корчагина, давно расхватанный на цитаты потомками, интересно звучит в современном контексте. Преодоление себя и героический труд во имя других имеет место не только в литературном произведении, которое повествует о далеких событиях прошлого века. Осенью 2020 года на Владивосток обрушился ледяной шторм, на долгие недели люди были лишены света, тепла и воды. На помощь замерзающим жителям пришли те, кто, не прося наград, вопреки очередным "непредвиденным обстоятельствам" выполняли свой долг и делали все возможное и невозможное, чтобы избежать еще большей катастрофы. Смотря на сцену, невольно видишь тех-других, наших безымянных героев-современников.

 Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Следующий послевоенный эпизод — строительство здания Театра, в котором принимали участие японские военнопленные. Ярчайшая и, одновременно с этим, страшная сцена столкновения человечности и государственной системы. Трагическая история режиссера Сергея Махарадзе (Адисон Салахутдинов), который пытался добиться человеческого отношения к строителям-военнопленным, за что расплатился заключением.

Перед зрителем разворачивается хореографическая сцена, в которой темные, обезличенные фигуры с застывшей улыбкой на белых масках под "Эй ухнем" на японском языке выполняют движения, напоминающие пластику театра кабуки, а затем поют на русском припев из песни "Широка страна моя родная", отчетливо напоминая зрителям, что, действительно, нет другой такой страны "где так вольно дышит человек".

Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

На Тильтиль и Митиль увиденное производит неизгладимое впечатление и их оправляют в более спокойные периоды жизни Театра. Здесь отметим незабываемую оду "О, Люстра!", в исполнении Елены Вариводы. Благополучные 70-е годы с юмором показаны через формируемое у молодежи того времени коллективное самосознание: на сцене хором под рояль декламируются фрагменты из школьных сочинений о детском спектакле "Я бы взял тебя в разведку". Пионеры бодро скандируют идеально выверенными фразами-клише о том, как им понравился спектакль. Вдруг, у некоторых из них начинает пробиваться личное отношение к истории, и ребята, кто нерешительно как Игорь Сушков, кто взахлеб, как Олеся Белоконь и Анна Шевелёва, начинают делиться своими собственными чувствами, показывая, что даже в "правильную" эпоху советские дети вопреки всему оставались личностями и стремились к самовыражению.

Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Особое внимание привлекает мастерски разыгранная интермедия погружения в образ режиссера Леонида Анисимова. Николай Тирищук, благодаря помощи Елены Даниловой, Татьяны Донской, Александра Стрелкова, Дмитрия Штанько и других актеров, заставших "эпоху Анисимова", пытается воссоздать образ режиссера с его "голубчиками" и "атмосферой". Публика становится свидетелем "актерской кухни", когда от исполнителя пытаются выбить нужный образ и интонацию, чтобы окружающие поверили в перевоплощение. Беда в том, что воссоздать образ человека по воспоминаниям современников очень не просто, ведь каждый из них помнит "своего" Леонида Анисимова. 2000-е годы приводят Тильтиль и Митиль в "Сады блаженств" — эпоху хиппи, со слепым музыкантом (Денис Лашко), "Царство будущего" и "Манифест метадрамы", но нигде им не удается отыскать Синюю птицу.

В финале, когда дети возвращаются к Берилюне и с отчаянием сообщают о своей неудаче, на сцену опускается синий занавес. Фея берет занавес за кончики, приподнимает руки и у нее "вырастают" синие крылья. Актриса представляется публике и сообщает, что служит театру уже 51 год. Чудеса на этом не заканчиваются: на сцене друг за другом "обретая синие крылья" появляется вся театральная труппа. Зрители узнают, что кто-то служит в театре уже не один десяток лет, кто-то пришел совсем недавно. Кому же на самом деле служат актеры — только лишь театру? А может самой Синей птице — ведь задача театра, в том числе, подарить зрителю краткий, неуловимый миг счастья. 

Спектакль "Синяя птица" Спектакль "Синяя птица". Фото: ИА PrimaMedia

Спектакль "Синяя птица" определенно доказал, что Приморский краевой драматический театр молодежи имеет достойную увековечиванию на сцене историю, которая отвечает на вопрос для чего Театр нужен обществу. Это интересный опыт биографической постановки, которая повествует не только о жизни Театра молодежи, но и погружает зрителей в историю Владивостока, открывая для них новые известные страницы. 

Справка о рецензенте: Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года. 

Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"",  "Тенденции современного искусства".

Автор более 130 публикаций, в том числе монографий, учебных пособий и научных статей.

 

ПОДЕЛИТЕСЬ


Государственное автономное учреждение культуры "Приморский краевой драматический театр молодежи"

690091, Владивосток, ул. Светланская, 15а

Касса
+7 (423) 226-48-89

Билеты на VL.RU
+7 (423) 243-22-22

Присоединяйтесь


СДЕЛАЛ AIGER