Рецензия критика Алексея Гончаренко на спектакль "Ленка" для Петербургского театрального журнала


В ЧЕМ СИЛА, СЕСТРА?

«Ленка». По мотивам повести В. Железникова «Чучело».
Приморский краевой драматический театр молодежи (Владивосток).
Режиссер Павел Макаров, художник Петр Окунев, драматург Гуля Насырова.

На экране-занавесе бегут буквы, это первые строки повести Владимира Железникова «Чучело»: «Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам…» По авансцене и проходам в зале бежит девушка, вернее две, это Ленка и Катя Г. Но сначала кажется, что одна, так они похожи: красная шапка, незастегнутая куртка, какая-то врожденная неловкость движений. Так начинается спектакль.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Смитюк.


Катю Г. (так в программке) прозвали Чучело, потому что она похожа на маленькую Орбакайте. Поэтому она берется за одноименную книгу Железникова, потому что читать она любит больше. Собственно, ее глазами мы смотрим на события 1982 года. Она живет на острове Попова, недалеко от Владивостока, кочующие родители оставили ее на попечение дедушки. Режиссер Павел Макаров старается максимально приблизить героиню к своим юным зрителям. Она будет проводником между сегодня и вчера.

Анфиса Данилова играет Катю Г. наблюдательным подростком. Она прижимает книгу к груди, с одной стороны, словно защищаясь с ее помощью, а с другой, наоборот, как будто оберегая обитающее в ней alter ego. В Ленке (Олеся Белоконь), как ни странно, больше уверенности, она уже по-женски мягка. Ей легко присвоить слово «чучело» в качестве домашнего прозвища. Обе они постепенно понимают, что важнее всего быть самой собой, а это, в том числе, и осознать собственные человеческие слабости.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Смитюк.


Поначалу сбивает с толку прямолинейная типажность других персонажей. Все они с белыми лицами-масками, за которыми Катя при чтении пытается разглядеть людей. Она сравнивает их с одноклассниками и сразу определяет, в чем их сила. Вот качок Лохматый (Владимир Мунько) ценит силу физическую; Валька (Денис Лашко) считает, что главное — деньги; сила учительницы Маргариты Ивановны (Алена Устюжина) — в семейной жизни. Она здесь уже замужем, и ей совершенно неинтересна работа, она все время как будто напевает и пританцовывает, когда наступает время идти домой. Режиссеру при этом взгляде важно, чтобы персонажи соответствовали авторскому описанию, поэтому Сергей Рюмкин играет Диму Сомова блондином — Катя читает внимательно и не упускает детали.

Художник Петр Окунев подчеркивает местную локацию. Его скупая сценография — это обычный контейнер, которых в порту и рядом огромное количество. Открывается он нечасто. В первый раз — только одна стена: там среди старой мебели и картин живут Ленка и дедушка. Во второй — контейнер поднимется целиком в сцене дня рождения Димки Сомова: на столе кока-кола вместо чая, что не историческая ошибка, а показатель состоятельности семьи и, кроме того, деталь, понятная современным подросткам. В остальном действие происходит на фоне железной стены с типичными надписями. Персонажи этого спектакля живут то ли замкнуто, то ли в постоянных переездах.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Смитюк.


Шмакова (Анастасия Кошарнова) только на дне рождения Сомова заявляет, что все знала с самого начала, и ей надо поверить на слово. Драматург Гуля Насырова отпускает из сюжета Попова и опускает сцену подслушивания в классе. Оставшись наедине, Шмакова предлагает Диме потанцевать и начинает хлопать. Один ее хлопок — одно его дерганое движение якобы танца. Он марионетка в ее руках. Зал дружно подхватывает ритм издевательских хлопков, и это страшно.

В инсценировке действие чаще заменено Катиным пересказом. Та примеряет на себя Ленку, в том числе буквально, когда рассказывает историю с масками. Одноклассники Бессольцевой, как будто босховские чудовища со звериными головами, завершают работу на фабрике. Катя Г. трясется в образе зайчика под громкую тему «В мире животных» — в решении композитора Юрия Конакова она узнается, но хромает и запинается.

В спектакле у Ленки есть еще один двойник, вернее — вариант судьбы. Это парикмахерша тетя Клава (Елена Варивода). Они воспроизводят при встрече актерское упражнение «зеркало», чтобы у юных зрителей не осталось никаких сомнений. Это объясняет и то, почему мать Рыжего так быстро, первая верит, что Ленка лишь наговорила на себя, спасая другого.

Сцена из спектакля.
Фото — Мария Смитюк.


Катя пишет сочинение на тему «Мой герой» и читает его зрителям. Оно посвящено Лене Бессольцевой. В нем больше вопросов, чем ответов. Но главное, что она находит собственную силу: это добро. То, что линия Кати закончена, дает повод подумать, что это финал спектакля. На самом деле не так. Павлу Макарову важно завершить сюжет Железникова. Никто не напишет на доске «Чучело, прости нас!», и это правильно. Кате Г. уже нет необходимости внимательно дочитывать книгу перед тем, как сдать ее в библиотеку. Финал благостен другим образом: все персонажи сначала идут в музей имени Бессольцева, а потом бросают камешки блинчиками. Затемнение.

Свой первый спектакль в качестве художественного руководителя Приморского театра молодежи Павел Макаров ставит принципиально не экспериментальным. Не хватается за актуальную тему буллинга в современной драматургии, где ее предостаточно. В «Ленке» хочется называть это явление на языке прошлого века — «травлей», и это не основная тема спектакля. Режиссер не увлекается новыми формами пространства и монтажа текста, как это было в спектакле «Где здесь я?» Тверского ТЮЗа. «Ленка» — пример традиционного подхода. Но принцип постановки вопросов для подростков при этом остается.



ПОДЕЛИТЕСЬ



Государственное автономное учреждение культуры "Приморский краевой драматический театр молодежи"

690091, Владивосток, ул. Светланская, ЗД.15А 

Касса
+7 914 964 56 92

Билеты на VL.RU
+7 (423) 243-22-22

Присоединяйтесь


СДЕЛАЛ AIGER

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!