Возвести в 25-ю степень градус нелюбви к поэту, который «наше всё»!? В театре молодежи репетируют титулованную, модную лет пять уже пьесу Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Попыткой номер один для обновленной малой сцены владивостокской молодежки руководит петербургский гость.
Ах, молодость-молодость, горячность. Режиссер не успел усы отпустить, но Бродского цитирует по-родственному:
Виталий Дьяченко, режиссер-постановщик спектакля, г. Санкт-Петербург: «Как говорит Иосиф Александрович, жизнь у человека одна и мы хорошо знаем, чем все это заканчивается».
Это о финале спектакля и, собственно, любой жизни. Главного героя пьесы Хейфеца, например. Надо смотреть, потом критиковать. Потому и смотрим, как солдатиком в рядах Советской армии Петунин выступает перед товарищами под давлением замполита и вместо строчек о декабристах вдруг выдает, что Пушкин был хотя и маленького роста, но ходок.
- Он даже, когда на своей Наташке женился, так ей и сказал, ты у меня, говорит, 113-ая.
Петуниных по одному на каждый ключевой момент, и сразу несколько в детстве маленького человека, которому с Пушкиным так нелепо не повезло. Вся детсадовская группа слушает его стихи, а он нет. Наказан. И вот как это видит режиссер Виталий Дьяченко: в пресловутых колготках извивается Герман Авеличев — Питунин номер раз, второй Питунин — Николай Тирищук — выкрикивает детскую обиду, мальчишке не дали поиграть с редкой в советское время игрушкой.
А Пушкин в этом спектакле — Анастасия Кошарнова. Она волнуется, редко дает интервью.
- Прическа какая будет?
Анастасия Кошарнова, актриса приморского театра молодежи: «Ну а какая у Пушкина прическа? Он явно не блондин длинноволосый».
- Парик?
- Конечно!
- Так пойти же можно на всё!
И они пошли. Ненормативная лексика — пусть это и записанный звук огорченного замполита. Детские колготы на вполне взрослом мужчине. Пьеса в софитах премии «Золотая маска» — плацдарм для опытов и на столичных, и периферийных подмостках. Одно легло на душу сразу и не требует доказательств: молодой питерский режиссер за наградой не гонится.
Виталий Дьяченко, режиссер-постановщик спектакля, г. Санкт-Петербург: «Театр — это не спорт, театр — это такой инструмент познания мира».
Спасет ли это камер-юнкера Пушкина — увидим на премьере в первые дни марта.