Журнал ТЕАТР. о II-м Тихоокеанском международном фестивале современной драматургии во Владивостоке.

«Метадраму» придумала владивостокский драматург Виктория Костюкевич: сама она известна яркими пьесами, участвовавшими в «Любимовке», и проектами в лаборатории «Практика постдраматурга» (совместный проект «Любимовки», СТД РФ и московского театра «Практика»). Фестиваль «Метадрама» собирает эскизы и спектакли по новым пьесам, сделанные руками местных и приезжих режиссеров, его базой и организационным двигателем стал Театр молодежи, а движущей силой – местная публика, молодая и очень активная. Этим летом во Владивосток почти одновременно приехали: «Театральная Олимпиада» со спектаклями Александринки и мастер-классами Терзопулоса, Мариинка, у которой здесь теперь – свое здание; архитекторы и музейщики, собравшиеся строить творческий кластер на месте бывших общежитий ДГТУ (Дальневосточный гос.тех. университет). И вот, в самом центре города, напротив краевой администрации, прошел самостоятельно организованный, не помпезный и крайне интересный фестиваль, в несколько дней ставший местом притяжения для молодежи. Российской «новой драме» – уже двадцать лет; где, в каких условиях и при каком отрицательном климате она только не приживалась. Но во Владивостоке фестиваль современной пьесы происходит второй раз, и, кажется, это верный, красивый заход.

Фестиваль собрал кое-что из местной продукции: режиссер Борис Бехарский сделал в уссурийском театре Комиссаржевской элегантный и умный эскиз пьесы «Война еще не началась» Михаила Дурненкова; в местном ТОФе (Театр тихоокеанского флота) показали душераздирающую «Любовь людей» Дмитрия Богославского в режиссуре Романа Колотухина. Петр Нестеренко из хабаровского ТЮЗа сделал читку пьесы-мистификации «Стражи Тадж-Махала». Театр «КНАМ» и Татьяна Фролова показали на большой сцене Театра молодежи полноценную презентацию своего проекта «Я еще не начинал(а) жить» о травмах советского прошлого. Две работы сделаны самой Викторией Костюкевич, в том числе – живой, веселый променад по ее же пьесе о 90-х «Рашн лалабай». Плюс два привозных неформатных спектакля: из Малайзии и Кореи. Остальное – дело рук приехавших в город за неделю до показов москвичей и питерцев, Талгата Баталова, Дмитрия Волкострелова, Виталия Дьяченко и Алексея Красного.

Что-то случилось в эти дни во влажном и ветреном Владивостоке, где есть все, кроме продвинутого интересного театра. Изменилась ли погода, подул ли свежий ветер, но люди, пришедшие на читки и лекции, стали тусить на улице у театра, запальчиво обсуждать «это ваше скучное современное искусство», перед дискуссией включать минутку политинформации про Ивана Голунова (спасибо Ольге Таракановой), а в финале – остались танцевать под перформанс «Метадрама» во внутреннем дворе Театра молодежи. Виктория Костюкевич – молодец; взять курс на новую искренность и неконвенциональность – лучшее, что можно сделать сегодня художнику и куратору. В своих неотформатированных предуведомлениях к читкам, равно как и в своих вкусах, она предпочла остаться самой собой – невзирая на раздражение одних и приятие других. И сам стиль обсуждений, и свойственные здешним краям несдержанность и быстрота реакции сделали свое дело – не молчал никто: ни те, кому не понравился эскиз Волкострелова, ни те, кому глубоко и сильно зашел его замечательный меланхоличный перформанс-путешествие по карте России.

У «Метадрамы» не было темы и генеральной линии, но свободы и витальности – сколько угодно. Актеры «Молодежки» веселились в «Человеке из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, усилиями Талгата Баталова оказавшемся почти готовым спектаклем. Парочка, муж-актер и жена – работник пиара, сыграла героев «Солнечной линии» Вырыпаева у Алексея Красного. Страдали жизнью еврейской семьи, запертой на чердаке в ожидании конца войны, герои «Анны Франк» Виталия Дьяченко по пьесе Аси Волошиной. (Как ни странно, именно «Анну Франк» в итоге взяли в работу – видимо, среагировав на грядущий юбилей Победы, а не на качество эскиза, который был самым спорным из всей программы).

Читали перемешанные бумажки с цитатами из самих себя, из романа Уэльбека «Карта и территория» и из статьи Анны Наринской об этом романе – в эскизе Волкострелова «Россия. Владивосток. Карта и территория». Сам режиссер сидел за спиной у зала и прокладывал последовательно и аккуратно маршрут по карте России на экране, останавливаясь по пути в Казани, Красноярске, Хабаровске. Во время остановок артисты читали новые порции текстов: в них постепенно вырисовывался красивый парадокс о соотношении изображения на карте и реальности места. Когда синяя автомобильная дорога уткнулась в бухту Золотой Рог, зал яростно и счастливо зааплодировал: все были рады и окончанию «реального времени» спектакля, и возвращению на родину.

То, что Владивосток – возможно, все-таки лучший город РФ, почувствовал дистанционно и Иван Вырыпаев, скайп-разговор с которым заканчивал «Метадраму». Поругав сперва всех, а критиков – в особенности, за «постдрамы», «метадрамы» и прочую ерунду, он прочитал проповедь седьмого дня о театре и о продюсировании, а закончил ее неожиданно простым советом – «отделяйтесь!». Мысленно отделиться и сделать свой собственный театральный проект – без патронажа «большого брата» и больших театральных корпораций – вот чего хочется пожелать владивостокской «Метадраме», так грамотно названной, ведь теперь на ней можно показывать все, что входит в интересы нового театра, и совсем необязательно на материале пьесы как таковой.

Фестиваль – всегда экзальтация, иллюзии и надежды. Так и «Метадрама» поманила свежим трендом и возможностью обновления – не только Театра молодежи, но театральной жизни Владивостока в целом. Фестиваль «Метадрама» сделала публика – очень хорошая, умная и открытая. В этом смысле я верю больше ей, чем театру, который в своих прагматичных выборах, минующих любую экспертизу (от критических до зрительских), меня лично не убеждает.

КРИСТИНА МАТВИЕНКО.

Загрузка...

ПОДЕЛИТЕСЬ



Государственное автономное учреждение культуры "Приморский краевой драматический театр молодежи"

690091, Владивосток, ул. Светланская, ЗД.15А 

Касса
+7 914 964 56 92

Билеты на VL.RU
+7 (423) 243-22-22

Присоединяйтесь


СДЕЛАЛ AIGER

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!