«Метадраму» придумала владивостокский драматург Виктория Костюкевич: сама она известна яркими пьесами, участвовавшими в «Любимовке», и проектами в лаборатории «Практика постдраматурга» (совместный проект «Любимовки», СТД РФ и московского театра «Практика»). Фестиваль «Метадрама» собирает эскизы и спектакли по новым пьесам, сделанные руками местных и приезжих режиссеров, его базой и организационным двигателем стал Театр молодежи, а движущей силой – местная публика, молодая и очень активная. Этим летом во Владивосток почти одновременно приехали: «Театральная Олимпиада» со спектаклями Александринки и мастер-классами Терзопулоса, Мариинка, у которой здесь теперь – свое здание; архитекторы и музейщики, собравшиеся строить творческий кластер на месте бывших общежитий ДГТУ (Дальневосточный гос.тех. университет). И вот, в самом центре города, напротив краевой администрации, прошел самостоятельно организованный, не помпезный и крайне интересный фестиваль, в несколько дней ставший местом притяжения для молодежи. Российской «новой драме» – уже двадцать лет; где, в каких условиях и при каком отрицательном климате она только не приживалась. Но во Владивостоке фестиваль современной пьесы происходит второй раз, и, кажется, это верный, красивый заход.
Фестиваль собрал кое-что из местной продукции: режиссер Борис Бехарский сделал в уссурийском театре Комиссаржевской элегантный и умный эскиз пьесы «Война еще не началась» Михаила Дурненкова; в местном ТОФе (Театр тихоокеанского флота) показали душераздирающую «Любовь людей» Дмитрия Богославского в режиссуре Романа Колотухина. Петр Нестеренко из хабаровского ТЮЗа сделал читку пьесы-мистификации «Стражи Тадж-Махала». Театр «КНАМ» и Татьяна Фролова показали на большой сцене Театра молодежи полноценную презентацию своего проекта «Я еще не начинал(а) жить» о травмах советского прошлого. Две работы сделаны самой Викторией Костюкевич, в том числе – живой, веселый променад по ее же пьесе о 90-х «Рашн лалабай». Плюс два привозных неформатных спектакля: из Малайзии и Кореи. Остальное – дело рук приехавших в город за неделю до показов москвичей и питерцев, Талгата Баталова, Дмитрия Волкострелова, Виталия Дьяченко и Алексея Красного.
Что-то случилось в эти дни во влажном и ветреном Владивостоке, где есть все, кроме продвинутого интересного театра. Изменилась ли погода, подул ли свежий ветер, но люди, пришедшие на читки и лекции, стали тусить на улице у театра, запальчиво обсуждать «это ваше скучное современное искусство», перед дискуссией включать минутку политинформации про Ивана Голунова (спасибо Ольге Таракановой), а в финале – остались танцевать под перформанс «Метадрама» во внутреннем дворе Театра молодежи. Виктория Костюкевич – молодец; взять курс на новую искренность и неконвенциональность – лучшее, что можно сделать сегодня художнику и куратору. В своих неотформатированных предуведомлениях к читкам, равно как и в своих вкусах, она предпочла остаться самой собой – невзирая на раздражение одних и приятие других. И сам стиль обсуждений, и свойственные здешним краям несдержанность и быстрота реакции сделали свое дело – не молчал никто: ни те, кому не понравился эскиз Волкострелова, ни те, кому глубоко и сильно зашел его замечательный меланхоличный перформанс-путешествие по карте России.
У «Метадрамы» не было темы и генеральной линии, но свободы и витальности – сколько угодно. Актеры «Молодежки» веселились в «Человеке из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, усилиями Талгата Баталова оказавшемся почти готовым спектаклем. Парочка, муж-актер и жена – работник пиара, сыграла героев «Солнечной линии» Вырыпаева у Алексея Красного. Страдали жизнью еврейской семьи, запертой на чердаке в ожидании конца войны, герои «Анны Франк» Виталия Дьяченко по пьесе Аси Волошиной. (Как ни странно, именно «Анну Франк» в итоге взяли в работу – видимо, среагировав на грядущий юбилей Победы, а не на качество эскиза, который был самым спорным из всей программы).
Читали перемешанные бумажки с цитатами из самих себя, из романа Уэльбека «Карта и территория» и из статьи Анны Наринской об этом романе – в эскизе Волкострелова «Россия. Владивосток. Карта и территория». Сам режиссер сидел за спиной у зала и прокладывал последовательно и аккуратно маршрут по карте России на экране, останавливаясь по пути в Казани, Красноярске, Хабаровске. Во время остановок артисты читали новые порции текстов: в них постепенно вырисовывался красивый парадокс о соотношении изображения на карте и реальности места. Когда синяя автомобильная дорога уткнулась в бухту Золотой Рог, зал яростно и счастливо зааплодировал: все были рады и окончанию «реального времени» спектакля, и возвращению на родину.
То, что Владивосток – возможно, все-таки лучший город РФ, почувствовал дистанционно и Иван Вырыпаев, скайп-разговор с которым заканчивал «Метадраму». Поругав сперва всех, а критиков – в особенности, за «постдрамы», «метадрамы» и прочую ерунду, он прочитал проповедь седьмого дня о театре и о продюсировании, а закончил ее неожиданно простым советом – «отделяйтесь!». Мысленно отделиться и сделать свой собственный театральный проект – без патронажа «большого брата» и больших театральных корпораций – вот чего хочется пожелать владивостокской «Метадраме», так грамотно названной, ведь теперь на ней можно показывать все, что входит в интересы нового театра, и совсем необязательно на материале пьесы как таковой.
Фестиваль – всегда экзальтация, иллюзии и надежды. Так и «Метадрама» поманила свежим трендом и возможностью обновления – не только Театра молодежи, но театральной жизни Владивостока в целом. Фестиваль «Метадрама» сделала публика – очень хорошая, умная и открытая. В этом смысле я верю больше ей, чем театру, который в своих прагматичных выборах, минующих любую экспертизу (от критических до зрительских), меня лично не убеждает.
КРИСТИНА МАТВИЕНКО.