Почему взрослые любят и читают сказки, почему взрослые пишут сказки и для кого на самом деле они их пишут? На малой сцене Приморского краевого драматического театра молодежи состоялось очередное представление очень вольного пересказа для взрослых сказки "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери "Вселенная бесконечна" (режиссер-постановщик Герман Авеличев, премьера — апрель 2021 года).
История, знакомая с детства каждому, заиграла совсем иными красками, заставив в очередной раз усомниться в том, а действительно ли А. де Сент-Экзюпери написал эту сказку для детей. Сюжет лег в основу интересного эксперимента, став опорой для самостоятельной пьесы, в которой тесным образом переплелись события из жизни писателя, история Маленького Принца и размышления о жизни и условностях этого мира человека XXI века. С одной стороны, здесь сохранилась канва сказки, например, знакомство Маленького Принца и Автора, встреча Принца и Змеи, эпизоды про "слона в удаве", Барашка, Розу и т.д. С другой стороны, эти события показаны сквозь жизнь самого Экзюпери — аварию в пустыне, болезненную любовь к своей собственной Розе — любимой жене, фатализм и борьбу с одиночеством.
спектакль "Вселенная бесконечна" Приморского краевого театра молодежи. Фото: ИА PrimaMedia
Действительно, странные люди, эти взрослые…, они не видят проблемы в драматическом конфликте Барашка и Розы, не способны ответить на элементарный вопрос — зачем Розе шипы, от кого ей защищаться или это оружие нападения? Этих странных взрослых интересуют только цифры и деньги, они не хотят всматриваться в суть событий. Непоследовательность и абсурд общественного мнения адаптирован под современность, поэтому очень актуально звучит правомерный вопрос — почему детские рисунки пренебрежительно называют "мазней" и не воспринимают всерьез, тогда как аналогичную "мазню" разрекламированного взрослого продают за миллионы долларов?
В спектакле много интересных эффектов и сценических решений, которые проявляются по ходу действия. "Вселенная бесконечна" состоит из нескольких сцен-интермедий, названия которых зритель узнает из появляющихся на заднике сцены надписей Знакомство, Шляпа, Тот самый цветок, Король, Честолюбец, Географ, Пьяница, Фонарщик и т.д.
спектакль "Вселенная бесконечна" Приморского краевого театра молодежи. Фото: ИА PrimaMedia
Спектакль для актеров — это не только трансляция чужой истории, он становится личным монологом, наполняя происходящее исповедальной манерой, которая подкупает публику. Каждый исполнитель получает свою долю реплик-высказываний главных героев — Маленького Принца и Автора, — что придает целостность спектаклю, не позволяя зрителям ассоциировать героев с конкретным актером. В то же время актеры воплощают на сцене несколько самостоятельных запоминающихся образов. Так, например, Денис Лашко убедительно рассказал историю про Ту самую Розу Экзюпери — женщину, ставшую его роковой страстью, "они любили друг друга и они убивали друг друга". Удачным получился музыкальный номер, в его живом исполнении, где с иронией и тоской передается суть взаимоотношений Героя и Розы. Запоминается история Павла Пятырова о Короле, который, несмотря на прогрессирующую тяжелую болезнь, приказал себе не только жить, но подарил всему миру теорию о бесконечной Вселенной и возможности одновременного существования множества близких миров, где вы можете прожить иную жизнь, чем здесь. Владимир Мунько показал, что глубоко внутри каждого Честолюбца и эгоиста спрятаны воспоминания о бескорыстном друге, ценность которого осознается только после того, как этот человек ушел навсегда.
Фатализмом и неотвратимостью происходящего наполнена история Николая Тирищука о надломленном войной Фонарщике, который потеряв работу, которая была для него смыслом жизни и спасением от кошмаров, невольно стал причиной бомбардировки Мюнхена. Провокацией наполнена юмористическая история Сергея Рюмкина о Географе, сотовый которого нашел рассказчик, невольно проникнув в тайны личной жизни незнакомца. А вы готовы отдать свой телефон постороннему человеку, дав ему возможность увидеть вашу личную переписку и фотографии? В этих эпизодах проявляется принятый в современных шоу принцип сценических номеров, когда возникает ощущение высказывания от первого лица, а актер-исполнитель является одновременно автором монолога.
спектакль "Вселенная бесконечна" Приморского краевого театра молодежи. Фото: ИА PrimaMedia
Малая сцена Театра предполагает максимальную приближенность зрителя к исполнителю. В таких условиях возможны самые смелые эксперименты. Сначала публика не догадывается о том, что ее вовлекли в эксперимент и спокойно рассаживается в полутемном зале. Только потом, постепенно становится понятным, что в спектакле нет четкого деления на сцену и зрительный зал. Публика попадает во внутрь спектакля, оказываясь в своеобразной "коробке для барашка", где возможно всё. Местом действия становится не только пространство сцены, но и боковые стены зрительного зала, стена за спиной зрителей и даже пол перед ними, где помещаются малые подиумы-трансформеры.
Все пространство зала, наполненное множеством незначительных на первый взгляд деталей, воплощает мир детства и взрослых. Простые атрибуты детства — мелки и карандаши, которыми активно пользуются актеры, самолетик-лего, рисунки на стенах, детская песочница на заднем плане сцены. В противовес условные символы взрослых — чемоданы, фонари, бар с выпивкой, стойка-вешалка с одеждой и т.д.
Низкий подиум в зрительном зале и пол сцены становятся зоной, где актеры в шаге от зрителей рисуют и пишут, поясняя происходящие события. Только потом публика обращает внимание, что стены сцены и части зрительного зала увешаны рисунками, часть из которых создается у них на глазах. Якобы случайно оставленное на переднем плане ведро с водой в конце представления станет символом гибели Экзюпери и т.д.
спектакль "Вселенная бесконечна" Приморского краевого театра молодежи. Фото: ИА PrimaMedia
Сами зрители невольно выступают в спектакле в качестве атрибута "взрослого мира", с которым исполнители также активно работают, наполняя действие интерактивными моментами. С одной стороны, подобный прием воспринимается как дань детским сказкам Театра, когда актеры активно вовлекают малышей в ход действия, заставляя их не только смотреть, но и переживать вместе с героями перипетии истории. С другой стороны, соответствует современным театральным веяньям, в которых публика перестает быть отстраненным от актеров и действия зрителем. Театр становится пространством совместных поисков, импровизаций и острых дискуссий. Поэтому предложение Германа Авеличева продолжить после спектакля обсуждение затронутых в нем вопросов, это не условность, а естественное продолжение творческого процесса.
Таким образом, Приморский краевой драматический театр молодежи постановкой "Вселенная бесконечна" предлагает зрителям задуматься о своей жизни. Вселенная бесконечна и в этой бесконечности человек часто ощущает себя одиноким, лишним, он ищет ошибки в своих поступках и пытается найти утешение в том, что где-то там, в другом параллельном мире все может быть совсем не так. В этом контексте не случайно саунд-треком спектакля звучит песня "На моей луне" Артура Ацаламова (рок-группа "Мертвые дельфины"), подчеркнув, что каждый человек создает свою Вселенную, где он "сам себе король". Однако это не делает его счастливым, ведь эту бесконечную Вселенную не с кем разделить.
спектакль "Вселенная бесконечна" Приморского краевого театра молодежи. Фото: ИА PrimaMedia
Справка о рецензенте:
Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года.
Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"", "Тенденции современного искусства".
Автор более 130 публикаций, в том числе, монографий, учебных пособий и научных статей.
https://primamedia.ru/news/1123565/