5 и 6 ноября театр молодёжи — продолжая серию премьер к своему 75-летию — приглашает зрителей на «Лес». «Диалог искусства и жизни» — так определил жанр спектакля режиссёр Александр Огарёв, заслуженный артист России.
«Никогда ещё мы не выпускали такую сложную постановку в столь сжатые сроки. Пьеса Островского большая, объёмная, но Александр Огарёв очень опытный и весьма востребованный режиссёр, кроме того, он имеет большой опыт в постановке классики, — рассказал на пресс-конференции Игорь Селезнёв, директор театра молодёжи. — Наши цеха работают в огромном напряжении, создание декораций и костюмов — огромный трудоёмкий процесс.
Мы пригласили Александра Огарева сделать эту постановку и очень счастливы, что он согласился и нашёл время в своем графике. Я давно знаю Александра Анатольевича и его работы, прекрасные работы, которыми может гордиться любой театр».
«Лес», как и любая из пьес Александра Островского, поднимает множество непростых тем. Это и классическая тема бедности и богатства, это и любовь, и подлинные и фальшивые чувства… Однако Александр Огарёв считает, что главное в пьесе — столкновение жизни и искусства. Провинциальные актёры Счастливцев и Несчастливцев решают уйти из театра, где всё кажется им несправедливым, наигранным, лишённым смысла, в реальную жизнь. И что же?
«Лес» — пьеса в пяти актах, и мало какому театру сегодня удастся осилить такую махину. Поэтому нам пришлось немного поработать над текстом и над количеством персонажей. Поэтому вы не обнаружите, например, в спектакле Бодаева. Часть его реплик мы отдали Милонову, — говорит Александр Огарёв. — Считаю ли я «Лес» слишком сложной для подрастающего поколения пьесой, мол, не по возрасту? Отвечу так: это зависит от того, как мы воспринимаем наших детей. Если мы видим в них тех, кого надо оберегать от любой острой информации, от размышлений о том, что есть добро и что есть зло, то тогда да, «Лес» не для них. А если наши дети — такие же люди, как мы, то они вполне в состоянии понять, что правильно и что неправильно, разобраться и подумать. Сложность взаимоотношений мужчины и женщины, искусства и жизни, сложность столкновения бедности и богатства — почему бы детям об этом не задуматься?».
Концепцию режиссёра поддержала художник спектакля Елена Ярочкина.
«Да, во всех своих пьесах Островский в ремарках тщательнейшим образом указывает, какого достатка дом перед нами, где окна, двери, что стоит в комнате… И для театра его времени это было важно и нужно. Но сегодня времена изменились и театр изменился. Мы не воссоздаём на сцене богатую усадьбу конца XIX века, не придерживаемся исторической конкретики. И все описания Островского работают как ассоциативный ряд скорее. Готовясь к работе над спектаклем, я изучаю немало исторического материала, много обсуждаю будущий визуальный ряд с режиссером… И тогда приходит некий образ, где есть и современное искусство, и поэтика…», — отметила она.
Занятые в «Лесе» актёры подчёркивают, что те мысли, которые озвучивают на сцене Счастливцев и Несчастливцев, не раз приходили и им в голову за время работы в театре. На вопрос «где жизнь» они ищут ответ каждый день…
На афише «Леса» — частично втоптанные в асфальт крылья. Елена Ярочкина объяснила: вот так и в жизни нашей. Поступки и мысли могут вознести, а могут — с силой, да об асфальт. И жизнь может так с нами поступить, обрубая самые светлые чаяния. Как же жить и что делать? Приходите порассуждать вместе с участниками спектакля «Лес» в театре молодёжи.